понедельник, 4 июня 2018 г.

Поздний путинизм погружает Россию в состояние лиминальности


В течение нескольких лет после Євромайдана стали очевидны две вещи: российская социально-политическая модель не способна отвечать запросам людей с постиндустриальными ценностями, а также не способна обеспечивать экономический рост; следование западным нормам и внедрение западных ценностей не является приемлемой опцией, с точки зрения выживания политии.




Русский марш 2012. Фото: Рустем Адагамов


Логично, что в обществе ощущается потребность в новой модели, которая обеспечит развитие и сохранит территориальную целостность. Но вместо чего-то нового элита предлагает старые модели, в которые сама не верит. Это приводит к тому, что общество искусственно погружается в состояние лиминальности. Под этим антропологическим концептом понимается состояние общества, когда старые нормы морали и поведения перестают применяться, а новые не предлагаются. В нашем случае мы окончательно отказываемся от принятых в 1990-е западных ориентиров, но старые нормы в силу их тотальной дикости и несоответствия реалиям современного мира всерьез никто воспринять не может. Общество вводится в состояние дезориентации. Старые способы структурирования идентичности, понимания исторического времени и основных ценностей сообщества отвергнуты, а новые не могут быть по-настоящему приняты ни элитой, ни массами.


Обычно общество погружается в подобное состояние в результате геополитических потрясений, войн, революции, полного слома иерархий. Однако если мы говорим об искусственном введении общества в лиминальность, то тут может помочь введенное Бахтиным понятие «карнавала», основанного на смеховой культуре. Мы постоянно видим сочетание высокого и низкого, великого и ничтожного, мудрого и глупого. То есть эти модусы существования постоянно сочетаются в одном. Например, когда руководитель крупнейшего банка в стране долгие годы строит имидж «прогрессивного» менеджера», постоянно говорит о необходимости внедрения в бизнес и управление искусственного интеллекта, а затем увольняет ведущих аналитиков своей компании за критический отчёт и обещает заменить в дальнейшем всех аналитиков искусственным интеллектом.



Общество начинает функционировать на основе «логики наизнанку» и в условиях «символики постоянных перемещений верха и низа, лица и зада, разнообразных видов пародий, переодеваний, шутовских развенчаний». Надо понимать, что сам по себе период лиминальности, карнавала и шутовства необходим для появления новых структур и идентичностей. Ведь именно это может вывести общество из кризиса. Аргументация в пользу этой точки зрения изложена в работе антрополога Берна Томассена «Liminality and the Modern: Living Through the In-Between». Автор, отталкиваясь от работ Макса Вебера, утверждает, что именно в периоды лиминальности появляются новые ответы на фундаментальные социально-политические вопросы, а вместе с ними и новые социальные структуры. Однако не стоит упускать из виду и тот факт, что в нашем случае лиминальность носит искусственный характер. Многие исследователи лиминальности указывают на тот факт, что то же самое уже имело место в СССР после Второй мировой. Советское общество — это общество, застрявшее в вечном ритуальном переходе, где Вторая мировая так и не закончилась. Что-то напоминает, не правда ли?


Канал им. Гоббса / Анонимный Telegram -канал. 30.05.2018. 


Bjørn Thomassen

Liminality and the Modern
Living Through the In-Between

Roskilde University, Denmark

Комментариев нет:

Отправить комментарий