суббота, 31 марта 2018 г.

Аналитика: чем запомнятся президентские «выборы» - 2018


На данный момент официально обработано подавляющее большинство голосов и можно сказать, что результаты «выборов» известны: явка составила около 70%, из которых за Путина проголосовало 77% избирателей – с 2004 года «главному кандидату» такие цифры рисовать стеснялись, вечно второе место за кандидатом от КПРФ (11 – 12%), политический ветеран Жириновский занял почетное третье с номинальными 5%, а новичок Собчак – 4-е с 1,6% голосов. Остальное население путинского шапито успокоилось и согласилось с «результатами» статистической погрешности. На этом предвыборная кампания 2018 года завершилась и следующие президентские «выборы», при условии что они вообще состояться, должны пройти уже в середине следующего десятилетия. В связи с этим, существует целый ряд закономерной и особенностей этой «кампании» как в политическом, так и в её общественном измерении.


Митинг Навального в Новосибирске, осень 2017 года. Фото: Евгений Фельдман


Особенности президентской предвыборной кампании 2018 года: 

  • Одновременно работало 2-3 штаба Путина одновременно. Так было и с ельцинскими кампаниями, и прежде с путинскими, однако в этот раз штабов было, по различным оценкам, аж три, и каждый из них базировался на весомом политическом фундаменте («Единая Россия», «Народный фронт», УВП АП);
  • Всю лето – осень 2017 года проходил бережный отбор кандидатов, затянувшийся практически до последнего момента их регистрации (январь 2018 года). Параллельно т.н. Главный кандидат выставил ряд условий, при это сам ничего делать не захотел (например, участвовать в дебатах).
  • АП и, надо полагать, лично Сергей Владиленович, самостоятельно подобрали в качестве «кандидатов» Грудинина и Титова и уговорили участвовать в «выборах» ВВЖ;
  • Предвыборную кампанию Ксении Собчак, по многочисленным слухам, направлял Демьян Кудрявцев, тщательно это скрывавший. И, однозначно, это был лучший предвыборный проект последних лет, лучший, даже по сравнению с Прохоровым – 2012.
  • Навальный на этой кампании совершенно очевидно сильно облажался. «Главный оппозиционный кандидат», если не сказать «единственный», не подготовил никакого плана «Б». Что стало подтверждением его истинной цели – стать единственным лицом и таким образом, лидером российской антипутинской оппозиции. Не символом (теперь это Борис Немцов), а именно лицом. Но сам факт попытки участия в выборах с федеральной сетью штабов и волонтеров родил не без помощи Старой площади серьёзного конкурента – «кандидата против всех».
  • Режим с помощью АП и других структур в ходе этой кампании использовал тот же приём, что и на выборах 2016 года (а до того – на региональных): максимально раздробить каждое электоральное поле. Пример: достаточно массивной красно-коричневой аудитории предложили разом Бабурина и Жириновского; левым – разом Бабурина, Грудинина и Сурайкина; право-либеральному сегменту: Титова, Собчак и Явлинского. В центре же, в том числе буквально – в центре избирательного бюллетеня – только Путина.
  • Совершенно очевидно, что подписи для своего выдвижения собирали только «Яблоко» (всё-таки одна из всего трёх старейших партий России) и штабы Собчак под руководством перешедшего из «Открытой России» Тимура Валеева. Частично подписи собирали и штабы Путина. Остальные «кандидаты» - Бабурин и Сурайкин, при всём желании собрать необходимое количество подписей не смогли бы. Названные кандидаты, впрочем, никаких доказательств сбора и не предоставили.
  • Есть мнение, что о допуске Навального на выборы думали всерьёз, до последнего момента, как и об итоговом виде бюллетеня. Артём Чернышёвъ считает, что окончательно решение о недопуске Навального до выборов было принято в ноябре 2017 года. Валерий Соловей же уверен, что изначально речи о допуске Навального не шло – это принципиальное для Путина решение. В пользу позиции профессора Соловья говорит сам факт недопуска Навального до выборов. Однако есть аргументы и в пользу мнения Чернышёва: являясь фейковыми кандидатами, Титов, Собчак и Грудинин также совершенно явственно исполняли собственные роли, решали конкретные задачи и потому были выпущены на политическую арену не сразу, а постепенно. Борис Титов (Партия Роста) был «активирован» частью политико-финансовых групп и должен был одновременно продемонстрировать наличие экономической оппозиции в бизнес-среде, тем самым оттянув голоса у Явлинского и Собчак, продемонстрировать возможности регионального бизнеса и отстоять «место» выдвинувших его групп, наконец. Собчак самим фактом своего участия должна была привлечь внимание к выборам, решив тем самым потенциальную проблему экстремально низкой явки. В зависимости от успеха кампании, УВП АП согласилась выделить ей ячейку спойлера Навального – оппозиции Его величества. Этот потенциальный фактор стал играть особую роль уже в ходе кампании в феврале 2018 года на фоне мусорных протестов в Волоколамске и других городах Замкадья. Однако Собчак привлекает внимание, но явку не даёт. Для этого АП дряхлой маразматичной КПРФ был навязан «кандидат от народа» Павел Грудинин, до того мечтавший максимум о должности главы подмосковного района. Во многом это сыграло свою роль и создало для простодушной и плохо образованной части населения видимость борьбы как минимум за второе место.

Избирательный бюллетень - 2018 с Путиным в центре. Очевидно, формировался не только политически, но и эстетически. 


UPD: после выборов Собчак заявила об удовлетворенности их результатом и отошла, как и предсказывали, от политики, занявшись любимыми рекламой и путешествиями. Однако в июне прошёл III съезд нечаевской «Гражданской инициативы», на котором партия была переименована в «Партию перемен», которую возглавил Дмитрий Гудков, а региональную сеть штабов – Тимур Валеев (внутренняя кличка «тётя Валя»). Сама Собчак и экс - лидер партии Андрей Нечаев вошли в руководящие органы партии. Вялый Гудков – младший был выдвинут партией кандидатом на пост мэра Москвабада.

·  В ходе предвыборной кампании 2017-2018 гг. большую роль играл интернет, наравне с телевидением. При этом, что также представляется очевидным, резко снизилась роль печатной прессы – что является естественной приметой времени + фактом уничтожения всей общественно – политической печатной прессы в РФ. Из всех газет и журналов, существовавших в ходе выборов 2007-2008 и 2011-2012 гг. осталась лишь газета «Ведомости».
·  В самом же общественно явно чувствовалась усталость и отстранённость от «политических баталий». Во многом это связано с личными ощущениями контраста – предыдущие выборы проходили на фоне Всероссийского общегражданского антипутинского протеста. Предчувствуя это, режим решил сыграть на мобилизацию ядерного электората и не бороться за новые голоса, для чего полномасштабной и просто приличной предвыборной агитации попросту не велось. Более того, «главный кандидат» официально шёл на выборы вообще без какой бы то ни было программы. За две недели до выборов, уже в марте, на улицах Москвабада и подмосковных городов практически не было никакой агитации. На билбордах можно было видеть привычные буквы «ЛДПР» висящие круглый год и логотипы ЦИК не отличимые от символики путинских ПЖиВ и ОНФ. Новости на «Медузе», маршрутки с теми же буквами «ЛДПР» да иногда сборщики подписей в людных местах больших городов (Москвабад, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Воронеж, Екатеринбург, Симбирск, Томск) – всё, что хоть как то напоминало о предстоящих президентских выборах. Единственный «кандидат» пытавшийся вести кампанию «как надо» - Собчак, терялась в потоке новостей об авариях в регионах, снежных заносах и мемах с Жириновским. Epic Fail кампании произвел «главный кандидат» на пике «кампании», нарочито исчезнув из эфира и новостного потока более чем на неделю, официально – в следствии простуды.



К сожалению, не от апоплексического удара.



Юлия Сперанская и Артём Чернышёвъ специально для портала НОВЫЕ ПРАВЫЕ 2033

Комментариев нет:

Отправить комментарий