вторник, 16 мая 2017 г.

К вопросу о строительстве железной дороги Ланьчжоу – Урумчи – Алма-Ата


На этот раз мы публикуем историю вопроса о планах строительства железной дороги Алма-Ата - Урумчи, пролегающий через труднодоступные и мало освоенные территории как Китая, так и СССР. История вопроса изложена в справке на имя Микояна, на тот момент вице - премьера (заместителя Хрущёва в Совете Министров) и ветерана Президиума ЦК КПСС. РГАСПИ. Ф.84. Оп.3. Д.32. (Материалы о деятельности Микояна А.И. в Совете Министров СССР). Документ прежде не публиковался. 



Китайская карта СССР 




Справка
к вопросу о строительстве железной дороги
Ланьчжоу – Урумчи – Алма-Ата

Вопрос о строительстве указанной железной дороги объективно возник в связи с большим грузооборотом между Советским Союзом и Китаем, имевшим место сразу после победы народной революции в Китае в 1949 г. и в последующие годы. Эта дорога имела бы большое экономическое значение. Она значительно сокращала дальность перевозок внешнеторговых грузов не только в торговле между СССР и Китаем, но и в торговле между Китаем и социалистическими странами Европы. Кроме того эта дорога разгрузила бы от чрезмерной перегрузки транссибирскую железнодорожную магистраль СССР и в целом значительно бы улучшила транспортные связи Китая с европейскими социалистическими странами.

Большое значение эта дорога имела и для внутренних китайских экономических и политических интересов – она обеспечивала надежную транспортную связь Синьцзяньского района Китая с остальной его территорией. В частности решалась задача транспортировки юймынской нефти в Ланьчжоу, где в 1954 году, при техническом содействии Советского Союза, было начато строительство крупного нефтеперерабатывающего завода.

В октябре 1954 года, во время пребывания в КНР Правительственной делегации СССР на праздновании пятой годовщины образования Китайской Народной Республики, этот вопрос обсуждался на правительственном уровне. В результате обсуждения было опубликовано советско-китайское коммюнике (газета «Правда» от I2 октября 1954 г. №285), в котором говорилось: ”В целях укрепления взаимных экономических и культурных связей Правительство Союза Советских Социалистических Республик и Правительство Китайской Народной Республики согласились о том, что обе Стороны в ближайшее время начнут строительство железной дороги от Ланьчжоу через Урумчи – на китайский территории до Алма-Ата – на советский территории.  Строительство железной дороги на территории Китая берет на себя Китайское Правительство, строительство на территории Советского Союза берет на себя Советское Правительство. При строительстве указанной железной дороги на территории Китая Советское Правительство окажет всестороннюю техническую помощь Китайскому Правительству. Строительство участка этой железной дороги от Ланьчжоу до Юймыня на территории Китая уже начато в 1953 году.“

В дальнейшем, 7 апреля 1956 года, в Пекине было подписано ”Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Китайской Народной Республики о строительстве железной дороги от Актогая до Ланьчжоу и об организации прямого сообщения“. Это Соглашение с Советской Стороны было подписано т. Микояном А.И. и с Китайской Стороны т. Ли Фу-чунем. Этим соглашением предусматривалось, что Китайская Народная Республика построит железную дорогу на участке от Ланьчжоу до пограничного пункта КНР у перевала Алашан (Джунгарские ворота), а Советский Союз построит железную дорогу на участке от Актогая до пограничного пункта СССР у Джунгарских ворот (перевал Алашан), причём строительство железной дороги в пределах китайской территории осуществляется за счёт Китайской Стороны, а в пределах советской территории – за счёт Советской Стороны. Железная дорога должна строиться однопутной с шириной колеи 1524 мм на советской территории и 1435 мм на китайской территории и должно было быть закончено в I959 году, с открытием прямого сообщения в I960 году.

В Соглашении указывается также, что, в целях ускорения окончания строительства указанной железной дороги, Правительство СССР окажет Правительству КНР помощь в строительстве железнодорожной линии на участке от г. Урумчи до перевала Алашан путём поставки строительных материалов, оборудования, строительных механизмов и транспортных средств и командирования в КНР советских специалистов с оплатой этой помощи по действующему советско – китайскому Торговому Соглашению.

Подписанию этого Соглашения предшествовало письмо ЦК КПСС ЦК КПК, направленное в марте 1956 года. В этом письме говорилось: ”Мы рассмотрели пожелание китайских товарищей, в частности, пожелание т. Чжоу Энь-лая, высказанное им в беседе с Министром путей сообщения т. Бещевым 5 января с.г. о том, чтобы Советский Союз принял участие в строительстве на территории КНР части железнодорожной линии Ланьчжоу – Алма-Ата.

Руководствуясь советско-китайским коммюнике от I2 октября 1954 года и желая оказать всемерную помощь Правительству Китайской Народной Республики в окончании строительства на территории Китая указанной железной дороги, мы считаем, что Советский Союз сможет принять участие в строительстве железной дороги на участках Урумчи – советско-китайская граница, в районе Джунгарских ворот с выходом к станции Актогай на территории СССР.

…………...……………………….....….………………………………………………………………………………………………………………….......

Советский Союз готов, в случае Вашего согласия, предоставить долгосрочный кредит в размере, необходимом для полного финансирования строительства указанного участка железной дороги. Этот кредит мог бы быть предоставлен из 2% годовых с погашением его в течение I0 лет, начиная с I960 года,  то есть после окончания строительства железной дороги, равными ежегодными долями поставками в СССР китайских товаров по действующему Торговому Соглашению“.

В письме указывалось также, что целесообразно дорогу строить не в направлении     Алма-Аты, а в направлении станции Актогай, так как в этом случае длина участка железной дороги по китайской территории от г. Урумчи до границы сокращается на 194 км и значительно сокращаются затраты по её строительству.

В проекте указанного соглашения, подготовленном Соверской Стороной и вручённом Торговому советнику Посольства КНР в СССР Лю Фану 28 марта 1956 года, предусматривалось предоставление кредита КНР сроком на I0 лет, из 2% годовых в размере 400 млн. старых валютных рублей, из них 220 млн. рублей на оплату советской помощи, и 180 млн. рублей на закупку товаров в СССР с целью их продажи на внутреннем рынке КНР с направлением выручки на финансирование внутренних расходов КНР, связанных со строительством указанной железной дороги. Однако при переговорах в Пекине Китайская Сторона отказалась от кредита.  (см. выписку из тел-мы от 7.IV – прилагается)

В порядке реализации Соглашения от 7 апреля I956 года с 8 июня I956 г. по 9 июня I956 г. в КНР были проведены переговоры между представителями бывшего Министерства железнодорожного транспортного строительства СССР и Министерства железнодорожного транспорта КНР по согласованию объемов и условий помощи Советского Союза КНР в строительстве указанной железной дороги. В результате этих переговоров, в соответствии с просьбой Министра железнодорожного транспорта КНР Тэн Дай-юаня, была достигнута договоренность об объеме помощи, в том числе о поставках из СССР в КНР оборудования и материалов в I957-I959 годах на сумму около I7 млн. рублей (по внутренним старым ценам).

Соглашение от 7 апреля I956 г., в части помощи Советского Союза в строительстве участка железной дороги от г. Урумчи до советско-китайской границы, не было реализовано, так как в августе I957 г. Китайское Правительство (Письмо т. Чжоу Энь-лая от 26 августа I957 г.), ссылаясь на необходимость корректировки второго пятилетнего плана на основании анализа выполнения первого пятилетнего плана, обратилось к Советскому Правительству с просьбой пересмотреть заключенные ранее советско-китайские соглашения об оказании Советским Союзом технического содействия КНР в строительстве промышленных предприятий и других объектов. В этой просьбе Китайское Правительство в числе многих других объектов отказалось и от помощи Советского Союза в строительстве указанной железной дороги, что оформлено советско-китайским протоколом от I4 декабря I957 года.

Следует отметить, что в письме тт. Ли Фу-чуня и Бо И-бо в Госсовет КНР от 2 мая I957[1]г., в котором они обосновывают необходимость пересмотра ранее заключённых соглашений с Советским Союзом прямо пишут, что это соответствует провозглашенному ЦК КПК курсу ”на борьбу с трудностями, старательное и бережливое строительство Родины, решение вопросов путём наименьших затрат и строительства страны собственными силами“. и далее –

I958 год является первым голом второго пятилетнего плана – говорится в этом письме – необходимо со всей решительностью последовательно проводить установленный ЦК КПК курс на упорную тяжелую борьбу, старательное и бережливое строительство страны, минимальные требования к жизни и более полное привлечение собственных сил“.

В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от I3 октября I958 г. № 33336-рс ГКЭС передал Китайской стороне через и.о. Торгового советника Посольства КНР в СССР Си Ге на беседе 24 ноября I958 г. предложение о необходимости согласования объема перевозок внешнеторговых грузов по указанной железной дороге и вопроса работы пограничной станции ”Дружба“ в  первые годы эксплуатации дороги, а 28 марта I958 года были переданы предварительные соображения советской стороны по объемам перевозок импортно-экспортных грузов по этой дороге в I96II965 гг., подготовленные Министерством внешней торговли и Министерством путей сообщения СССР. Несмотря на неоднократные напоминания китайским товарищам ответ на это предложение так и не был получен.

Обязательство Советского Союза по строительству участка железной дороги на территории СССР от станции Актогай до советско-китайской границы длиной 3I2 км и сооружению пограничной станции ”Дружба” выполнены полностью и в сроки, предусмотренные Соглашением от 7 апреля I956 года. Этот участок введён в эксплуатацию и используется в незначительной степени лишь для внутренних нужд.

Китайская сторона, по имеющимся данным, построила железную дорогу только на участке Ланьчжоу – Урумчи, а строительство дороги на участке Урумчи – китайско-советская граница еще не начато.





10/IX 63



[1] письмо тт. Ли Фу-чуня и Бо И-бо было получено неофициально. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий