вторник, 2 мая 2017 г.

Записка Берии Сталину о снабжении колымских приисков (1938)


В 2016 году главный редактор WHITE Technologies 2033 и историк по образованию Артём Чернышёвъ провёл длительную работу в бывшем Центральном партийном архиве Института Маркса - Энгельса - Ленина при ЦК КПСС (ЦПА ИМЭЛ), а ныне Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ). В фонде советского президента Анастаса Микояна (РГАСПИ. Ф. 84) обнаружилось немало интересных документов за период времени с конца 1920-х до начала 1960-х годов. Некоторые документы были выложены в личном блоге господина Чернышёва jasonbourn.livejournal.com, однако в связи с переездом серверов СУП в Россию и превращении ЖЖ в коллективный форум «Раши тудэй» блог был закрыт. Весь май 2017 года WHITE Technologies 2033 переносит опубликованные документы к себе, а также выложит тексты, которые господин Чернышёвъ опубликовать у себя не успел. Данный документ будет особенно полезен тем, кто убеждён в том, что «при Сталине всё было ахуенно». Нет, не было. Это - типичный бюрократический документ сталинской эпохи. 




Сталинская гвардия на трибуне московского стадиона «Динамо». Рубеж 1940/50-х гг.

Совершенно секретно



ЦК ВКП (б)  - *

товарищу СТАЛИНУ





29 – го декабря 1938 года НКВД получена телеграмма из Ногаево от начальника Дальстроя тов. ПАВЛОВА о создавшемся чрезвычайно тяжелом положении со снабжением приисковых пунктов продовольствием.

Несмотря на наличие достаточного количества продовольствия в Магадане (бухта Ногаево) на ряде приисков начался голод, так как ввиду отсутствия резины, нельзя использовать авто - транспорт для перевозки продуктов из Ногаевской базы в глубинные приисковые пункты.

При проверке причин создавшего положения выяснилось следующее:

Начальник Дальстроя тов. ПАВЛОВ в течение октября и первой половины ноября 1938 года неоднократно сообщал о возможности перебоев в снабжении продовольствием, если до окончания навигации во Владивосток не будет доставлена авторезина в необходимом количестве.

НКВД СССР несколько раз (29 октября, 17 и 25 ноября) ставил вопрос перед Экономсоветом при СНК СССР о выделении необходимого количества авторезины (10 тысяч комплектов) для отгрузки ее до окончания навигации 1938 года.

2-го декабря СНК СССР предложил Главному Управлению Госрезервов разбронировать для нужд Дальстроя 5 тысяч комплектов авторезины.
4-го декабря Главным Управлением Госрезервов было указано Хабаровскому отделению разбронировать для Дальстроя указанное количество авторезины.

Одновременно нами было сообщено Владивостокскому отделению Дальстроя о выделении авторезины с предложением немедленно получить ее из Хабаровских складов Главного Управления Госрезервов и отправить в Ногаево.
По сообщению начальника УНКВД Приморского края т. ГВИШИАНИ, авторезина прибыла из Хабаровска во Владивосток с большим запозданием, уже после закрытия навигации.

Положение осложняется тем, что бухта Ногаево в данное время закрыта сплошными льдами. Остается единственная возможность направить резину из Владивостока пароходом в сопровождении ледокола.
Находящийся в настоящее время во Владивостокском порту ледокол «Красин», ввиду аварийного состояния, не может быть использован.

По заявлению начальника Главсевморпути тов. О.Ю. ШМИДТА и капитана ледокола «Красин» тов. БЕЛОУСОВА, ремонт «Красина» затянется не менее трех месяцев.

Из других, находящихся во Владивостокском порту ледоколов, в настоящее время может быть использован  гораздо менее мощный ледокол «Добрыня Никитич».

У специалистов, знающих условия зимней навигации в районе бухты Ногаево, есть разные мнения о возможности успешного использования ледокола «Добрыня Никитич». В частности, капитан «Красина» тов. БЕЛОУСОВ считает этот рейс мало надежным, а по мнению капитана тов. МИЛОВЗОРОВА, такой рейс возможен, хотя и связан с некоторым риском.

По заявлению всех специалистов, а также по сообщению местных работников из Владивостока – всякое промедление грозит дальнейшими еще большими осложнениями.

Ввиду создавшегося положения НКВД СССР просит ЦК ВКП(б):
1. Предложить Наркомводу СССР немедленно выделить для отправки авторезины из Владивостока в Ногаево ледокол «Добрыня Никитич» и один пароход, приспособленный к плаванию в условиях льдов. 
2. Предложить Главному Управлению Государственных Резервов разбронировать во Владивостоке необходимое для этого рейса количество угля. 
3. В связи с наличием сомнений в успешности рейса ледокола «Добрыня Никитич», ввиду его маломощности, предложить Наркомату оборонной промышленности срочно закончить ремонт находящегося в Николаеве ледокола «Лазарь Каганович» для направления его во Владивосток ускоренным рейсом.

Нами дано распоряжение начальникам УНКВД Хабаровского и Приморского краев т.т. НИКИШОВУ и ГВИШИАНИ – немедленно расследовать причины затяжки отгрузки авторезины из Хабаровска во Владивосток и виновных привлечь к ответственности.

При этом прилагается копия** переписки НКВД СССР с Экономсоветом при СНК СССР по вопросу снабжения «Дальстроя» авторезиной.




НАРОДНЫЙ КОМИССАР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Союза СССР



(Л. БЕРИЯ)
« 29 /30 » декабря 1938 года
№  109883








* Вверху листа размашистым почерком, похожим на сталинским, помета: «от Берия».
** В Фонде Микояна приложение отсутствует.

1 комментарий:

  1. Great blog!!

    If you like, come back and visit mine:
    http://albumdeestampillas.blogspot.com

    I would really like to receive a visit from your country!

    Thanks,
    Pablo from Argentina

    ОтветитьУдалить