среда, 12 августа 2015 г.

Римские легионеры в Коломенском


6-7 июня в столичном музее-заповеднике «Коломенское» прошёл пятый исторический фестиваль «Времена и эпохи». С 2012 года этот фестиваль исторической реконструкции входит в государственную программу «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012–2016 гг.». Тематикой цикла фестивалей были выбраны наиболее важные и интересные периоды с V до н.э. по XX век, связанные с историей Отечества. Каждый год эпоха меняется — нынешний год посвящён Древнему Риму. В 2016 году планируется проведение гала-фестиваля, который объединит их все. В фестивале принимают участие реконструкторы из России и Европы и их круг с каждым годом расширяется. В этом году их поучаствовало две тысячи, а всего фестиваль посетило свыше 270 000 зрителей! Чувствуется, что власти города стараются сделать действительно что значимое для самых разных горожан, но стоит отметить, что увы, не всё выходит. Если почитать комментарии в Рунете об этом мероприятии, то почти каждый его зритель отмечает плохую организацию: скученность тематических площадок, узкие проходы, давку, весьма недешёвые цены на места на трибунах (10 000 руб. на семью, сам вход на фестиваль свободный), дороговизну сувениров и продуктов. Будем надеяться на то, что организаторы учтут все минусы и промахи и уже в следующем году фестиваль снова здорово изменится в лучшую сторону. А портал WHITE Technologies 2033 создал большой фотоматериал о фестивале, прошедшем в июне с.г. на основе фотографий и комментариев блогера Виталия Рагулина. Приятного просмотра!






Однажды поспорили двое римлян: 


— Нас все время упрекают в том, что мы заимствовали культуру, искусство, науки, даже законы. Что роскошь, нас окружающую, мы привезли из других государств. Всё, абсолютно всё — Египет, Греция, Сирия… Что же создал Рим? Второй римлянин немного подумал, потом ответил с гордым достоинством: 


— Рим создал самое главное искусство! Рим создал войну!




Несомненно, Римские легионеры были лучшими воинами своего времени. Легионер должен был быть римским гражданином, хотя на востоке гражданство могло быть присвоено по зачислении в армию. При возможности неплохо было бы принести с собой рекомендательное письмо. Если человека принимали в легион, ему выплачивали небольшую сумму на покрытие путевых расходов. Прибыв в крепость, легионер принимал воинскую присягу. Затем его записывали в центурию. Присяга приносилась заново каждый новый год.






Кавалерия





Римляне после Пунических войн чаще использовали не конницу из римских всадников и союзников-италийцев, а использовали нумидийские, галльские, германские, испанские и прочие наёмные отряды, или как отдельные части-алы (300—400 человек) или по 120 человек в легионе.




Основной частью конницы времен принципата были галльские конники, единообразно вооруженные и организованные в алы под руководством префектов из римлян.





Нумидийцы славились как лёгкая кавалерия, метающая дротики и невероятно мобильная. Галлы, иберы и германцы использовались как ударная конница и разведка. В охране императора было от 1000 до 2000 всадников-батавов.





Легионеру-новобранцу требовалось пройти длительное обучение и набраться опыта, прежде чем встать вровень с ветеранами. Его учили ходить в строю: во время службы солдатам полагалось трижды в месяц проходить по тридцать километров.



Новобранцев учили разбивать лагерь и дважды в день заставляли заниматься строевой подготовкой (обученный легионер занимался строевой подготовкой один раз в день). Всех новобранцев учили метать камни из пращи, плавать и ездить верхом. Их учили запрыгивать на коня, а также садиться в седло и спешиваться в полном вооружении и со щитом, справа и слева.





Для обучения обращению с оружием использовался столб высотой в человеческий рост. Новобранец, вооружившись щитом, сплетенным из прутьев, и деревянным мечом, причем и то и другое — вдвое тяжелее обычного щита и меча, — нападал на столб, приучаясь колоть, а не рубить с размаху. Когда основы были заложены, переходили к тренировочным боям, в которых использовались мечи и дротики с защищенным острием, чтобы избежать серьезных травм.



Катапульта – это боевая машина для метания каменных ядер, которая впервые появилась на вооружении у древних греков.  Она предназначалась для стрельбы по вражеским воинам,  технике, оборонительным сооружениям. 



Катапульта была страшным оружием, ведь, помимо ядер, она метала бочонки с горящими углями.



Военная дисциплина у римлян была основана не столько на осознании воином своего гражданского долга, сколько на принуждении, и поддерживалась розгами ликторов. Неповиновение наказывалось со всей суровостью, вплоть до смертной казни.



Службу обязан был нести каждый римский гражданин. Рабы в войско не допускались. Для несения военной службы в полевой армии отбирались люди в возрасте от 17 до 45 лет. Мужчины 45—60 лет во время войны несли службу в тылу.



От военной службы освобождались только те лица, которые участвовали в 20 военных походах при службе в пехоте или в 10 военных походах при службе в коннице. Неимущие освобождались от военной службы. Впоследствии они добились права служить в армии и образовали легкую пехоту.



Вначале все войско республиканского Рима называлось легионом и насчитывало 4200 человек пехоты и 300 всадников. Но со временем эта норма не стала соблюдаться и численность легиона стала доходить до 6 тысяч человек.



Главным оружием легионера было копье и  короткий обоюдоострый и заостренный на конце меч, годный для рубки и колки. Меч был военной эмблемой Рима. Короткий, колющий и рубящий меч был наиболее удобным для римского пешего строя, поскольку бой представлял собой тесно сомкнутую схватку.



Большое значение имела в армии дисциплина. В походе солдат был всецело подчинен своему начальнику. Дисциплина поддерживалась суровыми наказаниями. Командующий армией, консул, а тем более диктатор могли по своему усмотрению предать провинившегося смертной казни. Центурионы могли наказывать по своему усмотрению солдат за всякие проступки: широко применялись в армии телесные наказания. 



Но дисциплина опиралась не только на карательные меры. Римская армия состояла из свободных людей, заинтересованных в победе над врагом, ибо речь шла о защите родного города (как это было во время галльского нашествия или войны с Пирром) или же о захвате новых земель под пашни и пастбища.



При необходимости римские легионеры составляли так называемую «черепаху» — особый вид сомкнутого строя, образованного при помощи соединения щитов.




Римские воинские мелкие и крупные единицы имели свои отличительные знаки. Они состояли из различных металлических изображений: венков, медальонов, орлов и т. д., прикрепленных маленькими четырехугольными флагами белого, красного и пурпурного цветов.



В римской армии наряду с наказаниями существовали и награды. 


Полководец, выигравший войну с внешним врагом, получал право на триумф — торжественную встречу в Риме: полководец в лавровом венке и пурпурной, украшенной золотом тоге на колеснице въезжал в город в сопровождении победоносного войска. Шествие оканчивалось в Капитолии, где совершалось торжественное жертвоприношение.




Малый триумф назывался овацией. В этом случае полководец вступал в город верхом на коне или же пешим, на голове его был миртовый венок. Высшими знаками отличия являлись венки. Военачальники получали лавровые венки. Воин, взобравшийся первым на стену осаждаемой крепости, получал золотой венок, сделанный наподобие крепостной стены с башнями. 


За спасение римского гражданина на голову отличившегося возлагали венок из дубовых листьев.



Кроме легионов, состоявших исключительно из римских граждан, в римской армии были еще так называемые союзники, вербовавшиеся из покоренных племен и общин Италии.


Они представляли собой вспомогательные войска, располагавшиеся на флангах легионов. На один легион полагалось 5 тысяч пехотинцев и 900 всадников из числа союзников.


Первой в бой вступала легковооруженная пехота, которая строилась перед фронтом легиона. 



Затем, после вступления в бой основных сил, легковооруженные воины отступали в интервалы между манипулами, и бой вела уже первая линия, то есть гаста-ты.



 Войска, построенные в боевой порядок, нападали на противника с воинственным криком при звуках военной музыки.



Ветераны –  римские граждане из провинций по своему происхождению, – получали землю в заальпийской Галлии, Испании, Африке, Иллирике, Эпире, Ахайе, Азии, Вифинии. 



В отличие от Италии, в провинциях ветераны часто клали начало новым городам, в том числе, высшего по римским законам – колониального статуса.



Секрет побед римского оружия заключался в редком сочетании высокого мастерства каждого воина с безукоризненным умением сражаться в большом и малом коллективе.



Римляне, как никто из их противников, умели четко и стремительно перестроиться во время сражения: рассыпаться на мелкие подразделения, собраться воедино, закрыться в глухой обороне, перейти в сокрушительную атаку, согласованно выполняя приказы командиров на любом тактическом уровне – от отделения до когорты и легиона в целом. 


Каждый солдат в бою знал своё место, был уверен в товарищах и командирах.



Римские воины, будучи подлинными носителями античных ценностей, знали толк в винах. «Карта вин» легионера была весьма обширна. Винный уксус – смесь вина с водой – в римской армии алкоголем не считался и являлся непременным спутником солдата во время марша и на сторожевом посту.



Базовое питание для римских солдат было бесплатным.



Зерно (около 1 кг на человека в день) составляло основу походного рациона римского легионера. Каждое отделение имело ручные жернова, а так же котелки и сковороды для приготовления пищи. В маршевый рацион легионера входили каши, лепёшки, сыр, ветчина и вино, разбавленное водой.



Рецепт походной солдатской похлёбки, которую римские легионеры варили на привалах во время марша:

0,5 кг молотых с помощью ручных жерновов зёрен, 2 литра воды, половину столовой ложки молотого чёрного перца, 1 столовую ложку соли, несколько растёртых зубчиков чеснока,50 грамм порезанного кубиками шпика,100 грамм порезанной кубиками сырой говядины. Всё это варить на костре 45 минут. Запивать лучше сухим красным вином.



Римские легионеры доходили и до российских границ. 



По материалам археологических раскопок можно проследить эпизодическое пребывание легионеров на территории полуострова Крым. Оно начинается в период дакийских войн, с конца I — начала II века нашей эры.



Первый раз легионы вошли в Крым, чтобы упредить попытки боспорского царя Митридата III избавиться от покровительства Рима. Итогом недолгой, но кровопролитной войны стала интронизация царя Котиса, присягнувшего на верность императору.



Второй раз римляне вернулись на полуостров через 20 лет по просьбе архонтов Херсонеса, которые обратились к сенату с ходатайством о защите города от скифских набегов. Легионеры в Крыму построили крепость Харакс (район Мисхора), провели мощеную дорогу через перевал в Байдарскую долину, сделали несколько акведуков и небольших крепостей для защиты источников пресной воды. Кроме этого, в Херсонесе стоял крупный гарнизон из двух сборных когорт, а в Балаклаве находилась стационарная база кораблей Ровенской эскадры.



Зрители от мала до велика 




Жизнь гладиатора в большинстве своём была короткой и полной постоянного страха за свою жизнь и риска, без которого сама жизнь наверное была бы не возможной. Судьбу каждого гладиатора вершил бой, уже после нескольких боёв было понятно, ожидает ли бойца будущее и вознаграждение, или бесславная кончина в расцвете сил.



Гладиаторские бои были переняты римлянами у греков, этруссков и египтян и приняли религиозный характер жертвоприношения богу войны Марсу. В начале гладиаторами являлись военнопленные и приговорённые к смертной казни. Законы древнего Рима позволяли им участие в гладиаторских боях. В случае победы (на полученные деньги) можно было выкупить свою жизнь. Были случаи, когда граждане, отказавшись от имеющейся у них свободы, вступали в гладиаторы в погоне за славой и деньгами.




Для того чтобы стать гладиаторами, необходимо было принять присягу и объявить себя «юридически мёртвыми». С этого момента бойцы вступали в другой мир, где царили жестокие законы чести. Первым из них — было молчание. Гладиаторы объяснялись на арене жестами. Второй закон — полное соблюдение правил чести. Так, например, гладиатор, упавший на землю и сознающий своё полное поражение, был обязан снять защитный шлем и подставить горло под меч противника или же вонзить свой нож в собственное горло. Конечно, аудитория могла всегда предоставлять милосердие тем гладиаторам, которые отважно сражались и нравились публике, однако такое помилование случалось крайне редко.




Выходя на ринг гладиаторы должны были провозглашать: ave, caesar, morituri te salutant!, что означала, смотри великий цезарь, обречённые на погибель приветствуют тебя!




Многие рабы добровольно старались попасть в школу гладиаторов, так как сражаясь на арене и завоевывая уважение публики, они могли завоевать себе свободу.




Нередко рабы затевали драки между собой, чтобы таким образом показать свою силу перед центурионами.




После одного боя гладиатор получал примерно жалование одного римского солдата за год.



В школе гладиаторов новичков ожидали суровые тренировки, многие не справлялись с тяжелой нагрузкой.



Цезарь в 65 г. до н. э. дал игры, в которых приняли участие 320 пар гладиаторов.



В 63 году нашей эры император Нерон издал указ, разрешающий участвовать свободным женщинам в гладиаторских турнирах. В 66 году Нерон устраивает в городе Путеолы дорогостоящее представление в честь армянского царя Трдата I-го, в котором участвовали эфиопы, в том числе женщины.


А император Домициан в 89 году выводит на арену гладиаторов-карликов.



После того, как гладиаторские бои стали просто развлечением, были основаны школы гладиаторов. 90 % гладиаторов оставались в живых, только 10 % погибали по чистой случайности.


Раненым гладиаторам оказывалась очень хорошая медицинская помощь, римские врачи славились своим умением лечить резаные раны, а также они оказывали хорошую помощь пострадавшему при переломе, операции они проводили с наркозом (в качестве наркоза использовали опиум), но при внутренних кровотечениях они ничего не могли сделать и гладиатор умирал.



Гладиаторские бои проводились с участием судьи. Бывалые гладиаторы могли быть завербованы в армию и принимать участие в походах. В армии они получали все необходимое: медицинскую помощь, питание, оружие, броню. 


Гладиаторы, заслужившие освобождение награждённые деревянным мечом. Боец – гладиатор не имел право на трусость и страх смерти.



«Мы жертвуем живыми, чтобы накормить мертвых» — так император Каракалла (198-217) в III веке нашей эры сформулировал идейную основу гладиаторских боев.



Давным-давно исчезла Римская империя. Ушла в прошлое, как войны с копьем и мечом. Но до сих пор мы вспоминаем железные легионы Рима ...









Комментариев нет:

Отправить комментарий