понедельник, 23 февраля 2015 г.

Документы из Архива внешней политики России. Ближний Восток. Часть II

ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В.А. ЗОРИНА С ПОСЛАННИКОМ ИЗРАИЛЯ В СССР Г. МЕЙЕРСОН

14 сентября 1948 г.
Секретно

 В 13:30 я принял Мейерсон, явившуюся ко мне с первым визитом вместе с советником Намиром.
 Первая часть беседы носила протокольный характер. Затем Мейерсон заявила, что еврейская проблема может быть решена коренным образом лишь путем широкой иммиграции евреев в государство Израиль. Я заметил в связи с этим, что иммиграция сама по себе не может, на мой взгляд, решить эту проблему, поскольку многие евреи не поедут в Палестину, а будут продолжать жить в других странах. Я добавил, что в СССР, в социалистическом государстве, навсегда покончено с национальным гнетом и неравноправным положением евреев и что в других странах эта проблема может быть решена только путем дальнейшей демократизации этих стран. Мейерсон воздержалась от дальнейших высказываний на эту тему.
   Далее она перешла к вопросу о предстоящей сессии Генеральной Ассамблеи* и высказала предположение, что там будет стоять вопрос о Палестине. Она заявила, что государство Израиль будет по-прежнему нуждаться в поддержке других стран при обсуждении этого вопроса.
   Я ответил, что позиция Советского Союза по палестинскому вопросу остается ясной и последовательной и что на предстоящей сессии СССР будет продолжать эту политику.
Мейерсон выразила благодарность по этому поводу и попросила разрешения затронуть некоторые конкретные вопросы, которые могут возникнуть на сессии Ассамблеи. Она высказала следующие соображения:
1. Границы государства Израиль. Этот вопрос, по словам Мейерсон, имеет два аспекта. Во-первых, предположения, сделанные Бернадоттом, отражают намерения некоторых держав отторгнуть от государства Израиль район, расположенный вдоль его южной границы. Эти намерения объясняются тем, что в указанном районе, как предполагают, имеется нефть. Некоторые иностранные державы хотели бы передать этот район Трансиордании, что идет вразрез не только с интересами государства Израиль, но и с интересами всех демократических народов.
   Со своей стороны государство Израиль вынуждено поднять вопрос о пересмотре границ в районе Западной Галилеи. При разделе Палестины этот район предполагалось передать государству палестинских арабов. Еврейские представители с трудом согласились на этот компромисс. Однако в настоящее время территория палестинских арабов оккупирована войсками иностранных государств, и при этих условиях нет оснований для того, чтобы оставлять в силе компромиссное решение, оставившее Западную Галилею вне пределов государства Израиль. Кроме того, ход военных действий показал, что этот район нужен государству Израиль для целей обороны. Присоединение этого района к государству Израиль также даст государству Израиль возможность иметь общую границу с Ливаном, страной, где оппозиционные по отношению к нынешнему реакционному режиму элементы имеют большую надежду на успех, чем в какой-либо другой арабской стране.
2. О суверенитете государства Израиль. Мейерсон заявила, что некоторые державы хотят ограничить суверенитет государства Израиль путем установления контроля над иммиграцией в Палестину в соответствии с предложениями Бернадотта. В настоящее время уже имеются некоторые ограничения в отношении въезда в Палестину лиц призывного возраста. Государство Израиль соблюдает эти ограничения, поскольку они были введены решением Организации Объединенных Наций. Оно опасается, однако, что будут предприняты попытки сохранить те или иные виды контроля над иммиграцией также и в мирное время, что явилось бы нетерпимым ущемлением суверенитета государства Израиль.
3. Арабские беженцы в Палестине. Мейерсон заявила, что под влиянием пропаганды Арабского верховного совета** от 300 до 350 тысяч арабов бежали из Западной Палестины, хотя их никто к этому не принуждал. Теперь под маской гуманности делаются попытки добиться возвращения этих беженцев на территорию государства Израиль. Мейерсон заявила, что до тех пор, пока в Палестине не установлен прочный мир, не может быть и речи о том, чтобы государство Израиль согласилось на проникновение этой потенциальной пятой колонны в свои пределы. Что касается послевоенного времени, то государство Израиль также возражало бы против возвращения этих беженцев, которые, по словам Мейерсон, не были тесно связаны с населенными ими районами. Она указала на то, что практика последних лет показывает, что возможны крупные переселения при урегулировании пограничных и других вопросов. Она сказала, что государство Израиль могло бы, в крайнем случае, сделать уступку и разрешить этим беженцам поселиться в некоторых пустынных районах, оказав им помощь в отношении сельскохозяйственного инвентаря, удобрений и т.д.
4. О международном режиме в Иерусалиме и порте Хайфа. Мейерсон заявила, что за предложением Бернадотта об интернационализации порта Хайфа кроется желание передать в распоряжение других стран имеющиеся там нефтеочистительные заводы. Государство Израиль считает, что оно действует справедливо, когда возражает против этого предложения, защищая свои суверенные права. Мейерсон указала, однако, что государство Израиль было бы готово согласиться на такой порядок, при котором продукция нефтеочистительных заводов использовалась бы на общее благо.
   Что касается Иерусалима, то Бернадотт первоначально предложил передать город арабам. Мейерсон сказала, что на это государство Израиль никогда не согласится, так как в течение столетий Иерусалим являлся еврейским городом. В настоящее же время там почти совершенно нет арабов. Государство Израиль считает, что оно обладает безусловными правами на Иерусалим. Максимальная уступка, на которую оно было бы готово пойти, - согласиться на возвращение некоторого количества арабов в новую часть города и установление международного режима в том небольшом районе, где расположены святые места.
   Я ответил, что Советскому правительству важно знать точку зрения государства Израиль, которая, по-видимому, в настоящее время несколько отличается от решения, принятого Организацией Объединенных Наций, в частности по вопросу о границах и об Иерусалиме. Я сказал, что передам соображения Мейерсон Советскому правительству и советской делегации на сессии Генеральной Ассамблеи.
   Беседа продолжалась 1 час 05 минут. На беседе присутствовал тов. Трояновский.

Заместитель министра иностранных дел СССР В. Зорин


АВП РФ. Ф. 07. Оп. 21. П.4. Д. 61. Л. 19-21.

* Третья сессия ГА ООН, открывшаяся 20 сентября 1948 г.
** Имеется в виду Высший арабский комитет (Палестины)

Кибуц им. М.Б. Ходорковского Кфар-Эцион на восточном берегу реки Иордан. 1947 г. Первое еврейское поселение основано в 1927 г.


ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ ЧЛЕНА ДЕЛЕГАЦИИ СССР НА ТРЕТЬЕЙ СЕССИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ООН С.К. ЦАРАПКИНА С ЧЛЕНОМ ДЕЛЕГАЦИИ ИЗРАИЛЯ В ООН М. ОРЕНШТЕЙНОМ*

13 октября 1948 г.
Париж, Пале де Шайо
Секретно

 1. Излагая позицию еврейской делегации в отношении плана Бернадотта, Оренштейн сообщил, что он готовит сейчас текст их заявления, в котором, в качестве первого пункта, содержится подтверждение, что евреи в принципе за решение Генеральной Ассамблеи от 29 ноября по палестинскому вопросу. Такая позиция, как можно было заключить из слов Оренштейна, если она будет принята еврейской делегацией, будет являться результатом настойчивых усилий со стороны лично его, Оренштейна. Между тем, Шерток**, как дал понять Оренштейн, в настоящее время не склонен придерживаться решения Генеральной Ассамблеи от 29 ноября. Так, например, на пресс-конференции 6 октября Шерток заявил, что они отвергают план Бернадотта, как возможную базу для дискуссии, однако, в то же время, Шерток ни одним словом не обмолвился относительно решения Генеральной Ассамблеи от 29 ноября.
  Затем Оренштейн заявил, что они считают необходимым, чтобы были произведены некоторые территориальные изменения, поскольку в ноябре п.г. Генеральная Ассамблея определила границы еврейского государства без учета стратегических соображений. В то время решения принимались Генеральной Ассамблеей с учетом того, что в Палестине будет установлен мир и что между еврейским и арабским государствами Палестины будет существовать экономический союз и т.д. Жизнь за истекший период времени показала неосуществимость экономического союза и иллюзорность предпосылки, что еврейское и арабское государство, по крайней мере, в настоящее время могут строить свои отношения на основе дружбы и сотрудничества. В учете этих обстоятельств, по твердому мнению еврейской делегации, необходимо устранить обнаруженную стратегическую слабость границ еврейского государства, для чего требуется внести такие исправления в линию границы еврейского государства, которые бы обеспечили в какой-то мере возможность более эффективной обороны еврейского государства на случай возможных в будущем военных столкновений. К таковым исправлениям, в первую очередь, относятся включение Западной Галилеи в состав еврейского государства и ликвидация арабского анклава Яффы. Этот последний пункт особенно важен для евреев, поскольку военные события последнего времени показали, что еврейское государство и, в частности, Тель-Авив оказались бы в критическом положении и, возможно, они попали бы в руки арабов, если бы евреи еще до вторжения арабских войск в пределы еврейского государства не захватили бы полностью Яффу. По словам Оренштейна, в Яффе сейчас осталось 5—7 тысяч арабов из 35 тысяч.
  Оренштейн также заявил, что они против того, чтобы план Бернадотта был принят даже в качестве базы для дискуссии. Однако из расспросов я выяснил, что Шерток и, можно сказать, большинство еврейской делегации здесь так же, как и в составе правительства в Тель-Авиве, не склонны стоять на позиции поддержки решений Генеральной Ассамблеи от 29 ноября. В частности, Шерток и большинство во временном правительстве Израиля склоняются к тому, чтобы согласиться с передачей арабских территорий Палестины Трансиордании. Они делают это из политических и практических соображений, мотивируя тем, что с Абдаллахом можно будет договориться и получить его согласие, а следовательно и согласие англичан, на включение Западной Галилеи и Негева в состав еврейского государства, между тем, с муфтием Иерусалима Хусейни евреям договориться почти невозможно.
  2. Вторым наиболее важным пунктом, в котором евреи отходят от решений Генеральной Ассамблеи от 29 ноября, является их требование включить еврейскую часть города Иерусалима (Новый Город) в состав еврейского государства. При этом они согласны с тем, чтобы арабская часть города Иерусалима вошла в состав арабского государства. Вместе с этим они согласны были бы с тем, чтобы в какой-то форме международный контроль по охране Святых Мест был установлен со стороны ООН, но чтобы этот контроль и наблюдение касались только Святых Мест, в строгом смысле слова.
  3. Евреи также будут настаивать на предоставлении им коридора для связи еврейской части города Иерусалима с его 90-тысячным еврейским населением с основной частью государства Израиль (Тель-Авив).
  4. Относительно порта Хайфы Оренштейн сообщил, что в составе делегации имеется настроение (Шерток и др.), в конечном счете, согласиться с предложением об объявлении Хайфы свободным портом, однако не полностью весь порт, а лишь часть его должна быть выделена для этой цели, имея, конечно, при этом в виду, что такой шаг со стороны еврейского государства должен быть основан на взаимности. Оренштейн не развивал, что имеется в виду под взаимностью.
  5. Оренштейн далее сообщил, что в тех предложениях, которые ими сейчас готовятся, предусматривается комиссия для целей лимитации окончательных границ еврейского государства, но что они еще не определили, будет ли это совершенно новая комиссия, или же они предложат возобновление деятельности палестинской комиссии, предусмотренной решением от 29 ноября 1947 г. Более подробную информацию по этому вопросу Оренштейн обещал дать мне при следующей встрече.
  6. Оренштейн заявил, что они будут решительно настаивать на выводе всех иностранных войск из Палестины, поскольку мир не может быть достигнут, пока такое предложение не будет проведено в жизнь.
  7. По вопросу об арабских беженцах Оренштейн заявил, что позиция еврейской делегации заключается в следующем. Основная масса арабских беженцев (сейчас в составе еврейского государства осталось арабского населения не более 80—100 тысяч, в то время как в ноябре п.г. их там насчитывалось свыше полумиллиона) покинула территорию еврейского государства еще до вторжения арабских войск в Палестину. Это было сделано под влиянием пропаганды арабских лидеров, которые в то время преследовали этим двоякую цель: во-первых, показать, что мирное сожительство евреев и арабов в составе еврейского государства немыслимо, во-вторых, возбудить национальные, религиозные и другие чувства населения арабских государств, возбудить среди них воинственность и поторопить военное вмешательство арабских государств путем вторжения в Палестину и в пределы еврейского государства, использовав в качестве одного из предлогов необходимость вернуть этим арабским беженцам их очаги, имущество, землю и т.д. В настоящий момент все еврейские деятели и правительство едины в своем намерении не допустить возвращения арабских беженцев на территорию Израиля. Большинство в составе правительства склонно к тому, чтобы вообще их больше не впускать на территорию еврейского государства, а принадлежащие этим беженцам имущество и землю использовать как фонд для расселения еврейских иммигрантов. Однако представляемая Оренштейном объединенная рабочая партия считает возможным после окончания военных действий и установления в Палестине мира разрешить арабским беженцам вернуться на территорию еврейского государства, при условии, если они заявят о своей полной лояльности еврейскому государству и не будут являться пятой колонной. Практически вопрос о беженцах евреи думают затянуть, но не путем прямого отказа, а посредством включения этого вопроса в повестку дня во время мирных переговоров с арабами.
  8. Оренштейн сообщил (при этом он оговорился, что это пока что слухи, которые он должен проверить), что между евреями и египтянами сейчас якобы ведутся прямые переговоры, причем в этих переговорах представители Египта добиваются того, чтобы евреи прекратили свои переговоры с Абдаллахом Трансиорданским. В качестве компенсации за это египетские представители предлагают евреям разделить Негев на две части: северная часть должна войти в состав еврейского государства, а южная часть должна стать еврейско-арабским кондоминиумом. Оренштейн обещал при следующей встрече сообщить мне подробности этих переговоров и их достоверность.
  9. Оренштейн обратил мое внимание на вчерашнюю корреспонденцию (12 октября) во французской газете «Фран Тирер» из Берна относительно того, что представитель СССР в Тель-Авиве якобы обратился к главе правительства Израиля Бен-Гуриону с демаршем, в котором якобы содержалось предупреждение, что Советское Правительство откажется от поддержки правительства Израиля, если последнее заключит соглашение с Трансиорданией и согласится с передачей арабской части Палестины Трансиордании. На его вопрос — известно ли мне что-либо об этом демарше — я сказал, что ничего об этом не слыхал. Перевод этой корреспонденции прилагается.

 Выводы:
 1. Из беседы с Оренштейном выяснилось, что еврейское правительство склонно согласиться с передачей арабских территорий Палестины Трансиордании и отказаться от предусмотренного решением Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1947 г. создания независимого арабского государства в Палестине.
  2. Евреи будут настаивать на включении Западной Галилеи в состав еврейского государства и на ликвидации арабского анклава Яффы.
  3. Евреи склоняются к выделению в Хайфе части порта в качестве свободного порта для арабских государств, но на условиях взаимности. Какие требования будут выдвинуты евреями в качестве этих условий взаимности — ими пока еще не уточнено.
  4. Евреи будут настаивать на требовании вывода всех иностранных войск из Палестины.
  5. Евреи не намерены сейчас дать свое согласие на возвращение арабских беженцев в пределы еврейского государства.
    6. Евреи будут настаивать на включении в состав еврейского государства Нового Города Иерусалима и на установлении еврейского коридора для связи Иерусалима с основной частью государства Израиля. Таким образом, евреи против части III решения Генеральной Ассамблеи от 29 ноября, предусматривающей установление в Иерусалиме специального международного статута. 

С. Царапкин

АВП РФ. Ф. 07. Оп. 21в. П. 49. Д. 39. Л. 61—67.

*М. Оренштейн - член ЦК Объединенной рабочей партии Израиля (Мапам), заместитель председателя Общества дружбы с СССР.
** М. Шерток (Шаретт) - министр иностранных дел Израиля.




ЗАПИСКА ЗАВЕДУЮЩЕГО ОТДЕЛОМ СТРАН БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА МИД СССР И.Н. БАКУЛИНА ЗАМЕСТИТЕЛЮ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В.А. ЗОРИНУ

24 ноября 1948 г.
Секретно


 11 ноября с.г. в беседе со мной посланник государства Израиль в Москве Голда Мейерсон и военный атташе миссии Ратнер сообщили просьбу правительства государства Израиль к советскому правительству об оказании помощи государству Израиль тяжелым вооружением и другим снаряжением, необходимым для израильской армии. Военный атташе полковник Ратнер заявил, что армия Израиля нуждается прежде всего в артиллерии, танках и авиации и что в присланной правительством Израиля заявке на оружие указаны типы тяжелого вооружения и другого снаряжения. Я ответил, что просьбу правительства Израиля доведу до сведения руководства министерства.
   Ввиду того что Мейерсон и военный атташе Ратнер вновь могут вернуться к указанному вопросу и спросить об ответе на переданную просьбу правительства Израиля, полагал бы возможным в случае такого обращения ответить им, что советское правительство, внимательно относящееся к судьбе государства Израиль и защищающее его права на независимое и самостоятельное существование, тем не менее не хочет вступать в противоречие с решением Совета Безопасности о прекращении военных действий в Палестине и о запрещении членам ООН снабжать оружием армии стран, воюющих в Палестине*.
   Такой же ответ по аналогичному вопросу мы уже давали через т. Громыко, в Нью-Йорке, представителю Израиля в ООН. Прошу Ваших указаний**.

И. Бакулин

АВП РФ. Ф. 089. Оп. 1. П. 1. Д. 5. Л. 17.

* Резолюцией СБ ООН №50 от 29 мая 1948 г. введено эмбарго на поставки оружия всем вовлеченным в конфликт в Палестине странам.
** На документе помета: «т. Бакулину. Дайте записку на имя т. Молотова. 25/XI. В. Зорин»



ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР А.Я. ВЫШИНСКОГО С ПРЕМЬЕР-МИНИСТРОМ ЛИВАНА Р. СОЛЬХОМ

2 декабря 1948 г.
Секретно


  Принял по его просьбе премьер-министра Ливана Риад-бей Сольха*, который возглавляет ливанскую делегацию на Генеральной Ассамблее.
   Сольх сказал, что у него нет ко мне специальных вопросов, но он хотел воспользоваться моим пребыванием в Париже, чтобы повидаться со мной.
   Упомянув о защите Советским Союзом в 1946 г. интересов Ливана и Сирии в Совете Безопасности по вопросу о выводе войск, Сольх перешел к вопросу о Палестине. Он сказал, что не может, разумеется, влиять на позицию советской делегации по этому вопросу, но хотел бы подчеркнуть, что в Палестине не может существовать самостоятельного еврейского государства, так как евреи являются там небольшим национальным меньшинством и, кроме того, еврейское государство будет фактически колониальной территорией и опорным пунктом для США и Англии в этом районе.
   Наша позиция в палестинском вопросе определяется нашей внешней политикой, один из важнейших принципов которой – право наций на самоопределение.
   Я ответил, что мы сожалеем о том, что имеют место военные действия между арабами и евреями в Палестине, и считаем, что если бы там не было иностранных войск и не было бы вмешательства некоторых великих держав, то евреи и арабы могли бы легче достигнуть соглашения. Я добавил, что мы надеемся, что такое соглашение будет все же достигнуто и мир установится в Палестине. Что же касается государства Израиль, то оно уже существует и имеет право защищать свои интересы.
   Сольх сказал, что арабские страны в палестинском вопросе проводят самостоятельную политику и выступают против Англии и США в этом вопросе. Он упомянул о том, что Сирия и Ливан будут голосовать против английского проекта резолюции. В заключение он заявил, что Ливан ведет самостоятельную политику и считает своими друзьями всех тех, кто поддерживает независимость арабских стран.
   Я сказал на это, что нам нет необходимости доказывать, что СССР всей своей политикой подтверждает, что он наиболее последовательно защищает независимость малых стран против империалистической политики.
   Сольх ответил, что Ливан всегда рассматривает Советский Союз в качестве своего друга, несмотря на некоторые расхождения взглядов в палестинском вопросе.
   Беседа продолжалась 15 минут. Присутствовал т. Ратиани.


А. Вышинский

АВП РФ. Ф. 0106. Оп. 7. П. 7. Д. 4. Л. 5-6.


* Риад ас-Сольх (1894-1951) – первый премьер-министр Ливана (1943-1945; 1946-1951 гг.) после обретения Ливаном независимости. Уже после отставки с поста главы правительства был убит в аэропорту Аммана членами Сирийской социальной националистической партии.



ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В.А. ЗОРИНА С ПОСЛАННИКОМ СИРИИ В СССР Ф. ЗЕЙНЕДДИНОМ

29 декабря 1948 г.
Секретно

     Сегодня в 15 ч. принял сирийского посланника по его просьбе. Зейнеддин в связи со своим отъездом в Дамаск изложил повеления своего правительства.
  Принципы свободы и самоопределения наций, поддерживаемые Советским Союзом, представляют собой насущный интерес для Сирии, являющейся маленькой державой, — заявил посланник. В ООН имеются еще лишь 12 стран, уступающих по величине Сирии. Именно на малых странах лежит тяжелое бремя борьбы за свою свободу и независимость, но сирийский народ преисполнен желания бороться за свою независимость и свободу. Сирия поддерживает также индонезийский народ в его борьбе за независимость. Поскольку Советский Союз стоит за вышеупомянутые принципы и стремится к сохранению международного мира, имеется прочная основа для сотрудничества между Сирией и Советским Союзом.
    Посланник подчеркнул далее желание своего правительства способствовать дружественному сотрудничеству с Советским Союзом и спросил о моем мнении по этому поводу. Я ответил, что сказанное им будет доведено до сведения Советского Правительства, и добавил, что без знания конкретных проблем сотрудничества трудно что-либо сказать по этому вопросу.
   Зейнеддин после оговорки, что все проблемы и вопросы должны разрешаться в духе взаимопонимания, а также путем консультации друг с другом и попыток достигнуть единодушного мнения, сообщил мне, что у него имеются 4 конкретных вопроса, по которым его правительство хотело бы достигнуть взаимопонимания и сотрудничества с Советским Правительством:
  1. Вопрос эвакуации иностранных войск из Сирии.
  2. Палестинский вопрос.
  3. Триполи.
  4. Развитие торговли между Сирией и Советским Союзом.
  Останавливаясь далее на первом вопросе, Зейнеддин сделал замечание о том, что, говоря о Сирии, он также говорит и об интересах всей арабской нации в целом. Говоря об эвакуации иностранных войск, он заявил, что имеет в виду Александретту и район Александретты, т.к. в остальной Сирии иностранных войск не имеется. Оккупацию этого района Сирия никогда не признавала и надеется, что найдет поддержку в этом вопросе.
   Прейдя к палестинскому вопросу, он заявил, что точка зрения Советского Союза в отношении Палестины известна, т.к. она была подробно изложена в ООН. Однако он считает несправедливым, что арабов, стремящихся освободить Палестину, называют агрессорами, ибо арабы изгоняются евреями с территории, по праву принадлежащей арабам. Посланник считает, что к евреям неправильно применять выражение «преследуемые». В обоснование своего тезиса он указал на евреев из стран Восточной Европы, переселяющихся в Палестину, и заявил, что их никак нельзя назвать «преследуемыми», поскольку они живут в подлинно демократических странах и пользуются равными со всеми остальными гражданами правами. Если же взять евреев из стран Западной Европы и Америки, то необходимо помнить, что в руках горстки евреев этих стран сконцентрированы крупные монополии и скорее эти евреи «преследуют» остальное население, а не являются «преследуемыми».
   В обоих случаях, — продолжал Зейнеддин, — переселение евреев производится по политическим мотивам, в целях распространения своего влияния. Он также заявил, что ходят слухи о том, что Советский Союз якобы помогает палестинским евреям, но что он этому не верит и отверг этот слух перед своим правительством. Однако, — заметил Зейнеддин, — он не может этого сказать в отношении стран Восточной Европы.
  Абдаллах, по его мнению, является, по-видимому, марионеткой в руках англичан, на деле же он проводит сейчас политику американцев. Примирительная Комиссия ООН, по его мнению, является лишь инструментом для устранения разногласий между империалистическими группами, которые и так уже почти устранены.
   Сионизм, по мнению Зейнеддина, является носителем идей империализма.
  Зейнеддин считает, что по вопросу о Триполи существует отсутствие взаимопонимания. По его мнению, ни Италия, ни какая-либо иная страна не должны в какой бы то ни было форме управлять этой территорией. Она должна быть самоуправляющейся. Италия сама не является страной, независимой от иностранного влияния, и эти влияния, в свою очередь, распространились бы из Европы на колониальную территорию. «Обещания англичан ничего не стоят ведь, — с усмешкой заметил Зейнеддин, — ибо они даны англичанами».
  «Что касается торговли, то безусловно, — заявил Зейнеддин, — этот вопрос входит в компетенцию Министерства Внешней Торговли СССР и Министерства Экономики Сирии, но Министерства Иностранных Дел обеих стран должны открыть дверь для этих переговоров». Ничего конкретного Зейнеддин не выдвинул в этой области.
  В заключение, заявив, что он заранее предвидит мой ответ, Зейнеддин поинтересовался, можно ли надеяться, что Советское Правительство будет рассматривать эти вопросы в духе сотрудничества и взаимопонимания. Я сказал, что о поставленных вопросах я доведу до сведения Советского Правительства, которое может рассматривать их, естественно, в свете проводимой им политики.
   Беседа длилась один час. Присутствовала т. Матвеева. 

Заместитель министра иностранных дел СССР В. Зорин

АВП РФ. Ф. 021. Оп. 9. П. 1. Л. 5—7.



 
Первый посол Израиля в СССР Голда Меир вручает свои верительные грамоты заместителю Председателя Президиума Верховного Совета СССР И.А. Власову. Послом в Москве Меир пробудет менее года и уже весной 1949 года вернётся в Израиль в качестве министра труда и социального обеспечения.



ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ ПОСЛАННИКА СССР В ЛИВАНЕ И В СИРИИ Д.С. СОЛОДА С БЫВШИМ МИНИСТРОМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЛИВАНА Ж. САЛЕМОМ



24 января 1949 г.
Секретно


 Являясь нашим соседом, Жозеф Салем посетил миссию и в происшедшей беседе высказал, как он выразился, «сугубо личное мнение» о палестинском вопросе. Согласно этому мнению в интересах Ливана нужно, как можно скорее, заключить с евреями постоянное перемирие.
  По его словам, с самого начала палестинской истории ливанское правительство наделало массу ошибок, которые, в конце концов, привели к занятию еврейской армией части ливанской территории. Безусловно, в своей общей политике Ливан не может отделять себя от остальных арабских стран, ибо он находится в окружении арабских стран. Но в палестинском вопросе проводилась не арабская, а мусульманская политика, поэтому Ливан мог откровенно заявить остальным арабским странам, что морально он поддерживает их в палестинском вопросе, но принимать с ними активное участие он не может. Арабские страны ничего не могли бы возразить ему в виду его особенности и слабости, и в то же время евреи придерживались бы нейтралитета в отношении Ливана и не перешли бы ливанской границы, как это имеется в настоящее время.
  При этом Салем заметил, что такие сумасбродные политики и фанатики, как премьер Риад Сольх, в свое время даже требовали, чтобы ливанская регулярная армия вступила в Палестину, но командование и генеральный штаб, возглавляемый его братом полковником Тауфиком Салемом, воспротивились этим домогательствам Сольха и согласились только на пропуск в Палестину ливанских добровольцев Фавзи Каукчи, которые заняли Назарет. Однако, как только после окончания первого перемирия, евреи нажали на добровольцев, они не только очистили Палестину и вывели с собой в Ливан дополнительных 40 тысяч арабских беженцев, но и отдали евреям часть ливанской территории.
  Вообще же для Ливана значительно выгоднее, чтобы в Палестине существовало еврейское государство, ибо такое государство автоматически становится естественным союзником христианского Ливана против окружающих мусульманских государств, которые в случае их расправы над евреями неизбежно начнут притеснения ливанских христиан.
  Касаясь нынешнего положения во взаимоотношениях Ливана с Израилем, Салем доверительно сообщил, что его брат начальник ливанского генерального штаба полковник Тауфик Салем уже два раза встречался с еврейским командованием на палестинской границе и получил условия, на которых Израиль согласен заключить постоянное перемирие с Ливаном. Однако ливанское правительство, опасаясь неблагоприятной реакции в других арабских странах, не хочет начать официальные переговоры с Израилем, по-видимому, выжидая завершения египетских переговоров на Родосе.

Примечание: Из других источников нам стало известно, что ливанское правительство уже назначило комиссию для переговоров с евреями в следующем составе:
 генерал эмир Фуад Шехаб — командующий ливанской армии
 эмир Фарид Шехаб — начальник сюрте
 Фуад Аммун — генеральный директор МИДа
 полковник Тауфик Салем — нач[альник] генштаба
  Назем Аккари — секретарь президента. 

Посланник Д. Солод

АВП РФ. Ф. 0106. Оп. 8. П. 10. Д. 5. Л. 17—18.



ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР А.Я. ВЫШИНСКОГО С ПОСЛАННИКОМ ИЗРАИЛЯ В СССР Г. МЕЙЕРСОН*

14 апреля 1949 г.
Секретно


В 13.00 принял Мейерсон, пришедшую ко мне с прощальным визитом. Мейерсон сказала, что она покидает Москву со смешанным чувством: с одной стороны, она жалеет, что уезжает, с другой стороны, довольна своим назначением министром труда.

Я поздравил Мейерсон с ее новым назначением.

Далее Мейерсон сказала, что она имеет поручение своего правительства подтвердить Советскому Правительству, что правительство Государства Израиль приняло твердое решение проводить политику строгого нейтралитета; эта позиция одобрена всеми партиями, входящими в правительственную коалицию.

Я обещал передать это заявление Советскому Правительству.

Мейерсон добавила, что сейчас, когда Негев полностью принадлежит евреям и устранена возможность возвращения туда британских войск, что обеспечивает внешнеполитическое положение Государства Израиль и дает ему возможность отклонить любую попытку создания иностранных баз на его территории, она, Мейерсон, может подтвердить это с еще большей уверенностью.

Я спросил, правильно ли понимаю это заявление Мейерсон в том смысле, что политика нейтралитета связана с решением не предоставлять иностранным державам баз на своей территории.

Мейерсон подтвердила это и добавила, что ее страна окружена арабскими странами, в которых происходят правительственные перевороты, источник которых неизвестен и результаты которых трудно предсказать; Государство Израиль заинтересовано в мирном сосуществовании с арабскими странами, в силу чего его правительство приняло твердое решение не присоединяться ни к каким комбинациям, направленным против кого-либо, особенно против СССР, так как дружба с Советским Союзом является одной из основ политики Государства Израиль.

Мейерсон заявила далее, что большое количество еврейского населения в США побуждает Государство Израиль проводить дружественную политику по отношению к американскому народу.

Но даже несмотря на то, что жизненные интересы еврейского государства требуют дружественных отношений с США, Государство Израиль намерено строго придерживаться указанных выше принципов в своей внешней политике и в отношении США.

Я заметил на это, что каждое государство, особенно молодое, должно иметь твердые принципы и бороться за проведение их в жизнь.

Затем Мейерсон поставила передо мной следующие вопросы: 1) оказание Советским Союзом помощи Государству Израиль поставкой оружия и принятием на учебу группы офицеров, и 2) расширение торговых отношений с СССР на основе предоставления кредита Советским Союзом.

Мейерсон добавила, что по первому вопросу военный атташе миссии вел переговоры с генералом Антоновым; по второму вопросу она сказала, что торговые отношения с Советским Союзом развиваются удовлетворительно, за 7 месяцев в Советском Союзе куплено товаров больше, чем за предыдущие годы; однако этого недостаточно, правительство Государства Израиль хотело бы развивать торговые отношения и дальше, но мешают денежные ограничения, в силу чего и является желательным предоставление кредита Советским Союзом. Одновременно Мейерсон упомянула о займе, предоставленном Соединенными Штатами, причем сказала, что этот заем предоставлен без каких-либо политических условий.

Я сказал, что не в курсе переговоров, которые велись с ген[ералом] Антоновым, заметив при этом, что поставленный Мейерсон вопрос — острый и сложный вопрос, могущий создать ряд затруднений.

По второму вопросу я обещал передать пожелания правительства Государства Израиль о расширении торговых связей Министру внешней торговли СССР.

Затем Мейерсон сказала, что по поручению своего правительства она просит Советское Правительство поддержать просьбу к правительствам Румынии и Венгрии облегчить выезд в Израиль евреев, проживающих в этих странах и желающих выехать. Заинтересованность в иммиграции румынских и венгерских евреев Мейерсон мотивировала, во-первых, необходимостью увеличивать население Государства Израиль, так как это будет способствовать укреплению мира на Ближнем Востоке и, во-вторых, необходимостью привлечения евреев из передовых стран, именно стран народной демократии, что важно с точки зрения разрешения социальных задач.

Отвечая Мейерсон, я сослался на свою беседу по этому вопросу с министром иностранных дел Государства Израиль Шареттом, которую я имел в Париже, во время первой части III сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Я напомнил, что тогда я ответил Шаретту, что этот вопрос — сложный и что нам трудно вмешиваться в это дело. Я добавил, что и сейчас я держусь той же позиции.

В конце беседы Мейерсон поблагодарила за внимание и дружественное отношение, которые ей были оказаны во время ее пребывания в Москве.

Я, со своей стороны, пожелал Мейерсон успехов в ее новой работе, а также просил передать привет Шаретту.

Беседа продолжалась пятьдесят минут. Присутствовал т. Пастоев.

Мейерсон сопровождал советник миссии Намир.

А. Вышинский

АВП РФ. Ф. 089. Оп. 2. П. 3. Д. 4. Л. 8—11.



*Документ разослан: Сталину, Молотову, Берия, Маленкову, Микояну, Кагановичу, Булганину, Косыгину.



ПИСЬМО ПОСЛАННИКА СССР В ЛИВАНЕ Д.С. СОЛОДА ЗАВЕДУЮЩЕМУ ОТДЕЛОМ СТРАН БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА МИД СССР И.Н. БАКУЛИНУ


28 июня 1949 г. 
Секретно

     При этом посылаю Вам имеющиеся у нас материалы и газетные сообщения о приезде в конце мая на Ближний и Средний Восток британского постоянного заместителя министра иностранных дел сэра Вильяма Стрэнга и советника по восточным вопросам Государственного департамента США Самюэля Купера.

Как видно из прилагаемых материалов, поездка Стрэнга и Купера достаточно ясно отражает все нарастающие англо-американские противоречия на Ближнем и Среднем Востоке, вызванные стремлением каждой из этих империалистических держав укрепления своих позиций и влияния в этих странах в ущерб друг другу.

Общей причиной поездки Стрэнга является провал английских мероприятий в странах Ближнего и Среднего Востока и особенно в арабских странах, а также систематическое и нарастающее вытеснение англичан американской экспансией в эти страны.

Непосредственной причиной поездки Стрэнга в арабские страны является резкий разрыв Сирии Хусни Заима с хашемитами и переход ее в антихашемитский лагерь. Поэтому англичане сделали последнюю попытку ослабить результаты весьма неблагоприятных последствий этого перехода, а также более тщательно подготовиться к предстоящему в конце июля совещанию британских дипломатических представителей на Ближнем и Среднем Востоке.

Кроме того, англичанам показалось, что прием Израиля в члены Организации Объединенных Наций на второй части 3-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН является весьма удобным предлогом для вовлечения арабских стран в систему заключения с Великобританией двусторонних договоров о союзе и совместной обороне.

Целью неожиданного приезда в страны Ближнего и Среднего Востока Купера является стремление американцев предотвратить возможную угрозу американским интересам в этих странах, которую могло создать присутствие Стрэнга в этих странах, а также и попытка договориться с арабскими странами о решении вне организации Объединенных Наций проблемы палестинских беженцев и добиться согласия правительств государств Среднего и Ближнего Востока согласиться на распространение «плана Маршалла» на эти страны либо непосредственно, либо посредством предложенной Трумэном т[ак] н[азываемой] «помощи» отсталым районам.

Судя по имеющимся у нас предварительным данным, обе эти миссии не дали ожидавшихся результатов, так как помимо всего прочего провалу миссии Стрэнга в значительной степени содействовал Купер. Сам же он не мог добиться многого, так как нынешние арабские руководители опасаются давать далеко идущие обязательства Соединенным Штатам ввиду существующего общего неустойчивого положения на Ближнем Востоке, а также ввиду проявления явных признаков надвигающегося мирового экономического кризиса.

Посланник Д. Солод

АВП РФ. Ф. 0106. Оп. 8. П. 10. Д. 1. Л. 31—32.




ТЕЗИСЫ К ВЫСТУПЛЕНИЮ ДЕЛЕГАЦИИ СССР НА ЧЕТВЕРТОЙ СЕССИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ООН ПО ВОПРОСУ О ПОМОЩИ ПАЛЕСТИНСКИМ БЕЖЕНЦАМ*



15 июля 1949 г.

Секретно
 
 1. Вопрос о палестинских беженцах является неразрывной частью палестинской проблемы в целом. Радикальное разрешение этого вопроса, как и всей проблемы, зависит сейчас от скорейшего осуществления решения Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года в части создания независимого арабского государства на территории арабской части Палестины, что дает возможность вернуть значительную часть беженцев к их очагам и мирному созидательному труду. 

 2. Проблема палестинских беженцев – это результат политики определенных монополистических кругов Англии и США, заинтересованных в затяжке общего урегулирования вопроса о Палестине и стремящихся к ревизии решения Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1947 года. Эта корыстная политика, не имеющая ничего общего с интересами арабского и еврейского народов, была и остается основной причиной осложнения всей проблемы Палестины, последовавшей военной авантюры и порожденных ею бедствий для арабских народов. 

 3. Эти же монополистические круги, чьи усилия фактически породили проблему палестинских беженцев, ныне пытаются использовать в своих целях страдания жертв их собственной политики, продолжая оказывать сопротивление общему мирному урегулированию в Палестине и подменяя его паллиативными, показными мерами, которые могут лишь частично облегчить бедственное положение беженцев, но не устранить его и не разрешить до конца всей проблемы. 

 4. Организация Объединенных Наций не может далее мириться с затяжкой радикального решения вопроса о беженцах и замены его паллиативными мерами временной добровольной помощи. Она должна направить свои усилия на достижение такого решения вопроса, которое обеспечивало бы палестинским беженцам возможность эффективного применения их труда и создания, таким образом, надежных и достаточных средств для их существования. 

 5. Единственный путь такого радикального решения проблемы беженцев – это быстрейшая реализация решения Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1947 года о создании независимого арабского государства на территории арабской части Палестины и немедленное общее мирное урегулирование путем непосредственных переговоров между всеми заинтересованными арабскими государствами и государством Израиль. Заключение мира и взаимное обеспечение прав еврейского и арабского национальных меньшинств даст возможность вернуть беженцев к нормальному созидательному труду, который обеспечит им необходимые средства существования. 





АВП РФ. Ф. 0118. Оп. 2. П. 3. Д. 13. Л. 142-143.



*Первоначальный вариант подготовленный Отделом стран Ближнего и Среднего Востока МИД СССР.


Barclays Bank в Иерусалиме. Фото 1946-1948 гг.


ПРОЕКТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕЛЕГАЦИИ СССР НА ЧЕТВЕРТОЙ СЕССИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ООН ПО ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНОМ СТАТУТЕ ИЕРУСАЛИМА И ЗАЩИТЕ СВЯТЫХ МЕСТ*



15 июля 1949 г.
Сов. секретно


  Принимая во внимание, что Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в своей резолюции от 29 ноября 1947 года постановила, что город Иерусалим, границы которого установлены в соответствии с положениями этой резолюции, должен быть учрежден в качестве отдельной единицы, пользующейся специальным международным режимом, и находиться под управлением Объединенных Наций;

Принимая во внимание, что Генеральная Ассамблея возложила на Совет по Опеке обязанности по выработке постоянного международного режима Иерусалима и возложила на Совет по Опеке осуществление управления городом Иерусалимом от имени Объединенных Наций;

Принимая во внимание, что Совет по Опеке уже проделал значительную работу по выработке международного режима Иерусалима и является наиболее подходящим для этой цели органом Объединенных Наций, так же как и для осуществления управления городом от имени Организации Объединенных Наций;

Сессия Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 1. Поручить Совету по Опеке закончить и утвердить, в течение четвертой сессии Генеральной Ассамблеи, постоянный международный статут Иерусалима и сохранить за ним право осуществления управления Иерусалимом от имени Организации Объединенных Наций.
 2. Поручить Совету по Опеке предусмотреть в Международном Статуте Иерусалима защиту святых мест, как составную часть Международного Статута Иерусалима, а также предусмотреть защиту святых мест, находящихся в Палестине вне установленных границ Иерусалима.
 3. Предусмотреть в Международном Статуте Иерусалима:
 а) Цельность города как самостоятельной единицы с одновременным предоставлением в рамках международного статута местной автономии для еврейской и арабской части населения Иерусалима.
 б) Широкие демократические свободы для населения города, в том числе свобода вероисповедания и отправления богослужений, свобода доступа к святым местам, свобода совести, языка, образования, слова, печати, организаций, собраний, петиций и т.д.
 в) Свободные демократические выборы Законодательного Совета города в составе 40 человек, из них 18 избираются евреями, 18 — арабами, а остальные 4 члена свободно избираются от других национальных групп населения города.
 г) Свободные демократические выборы в местные автономные органы, их подчиненность решениям общего законодательного Совета и распоряжениям губернатора, вытекающих из присвоенных ему прав по международному статуту Иерусалима.
 д) Порядок обжалования решений губернатора, решений местного суда.
 4. Предложить Совету по Опеке назначить в течение пяти месяцев подходящего губернатора для осуществления административной власти в соответствии с международным статутом Иерусалима.
 5. Вменить в обязанность губернатора немедленно докладывать Совету Безопасности о всех случаях угрозы или актов агрессии против Иерусалима для принятия соответствующих мер обеспечения мира и безопасности Иерусалима.
6. Просить Совет Безопасности срочно рассмотреть и принять решение о немедленном и полном выводе всех вооруженных сил из Иерусалима, дабы осуществить полную демилитаризацию города и тем самым дать возможность осуществить международный статут в духе решения Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1947 года.

АВП РФ. Ф. 0118. Оп. 2. П. 3. Д. 13. Л. 132—134.



* Документ подготовлен Отделом стран Ближнего и Среднего Востока МИД СССР.


Продолжение следует ...

Комментариев нет:

Отправить комментарий