четверг, 5 февраля 2015 г.

Документы из Архива внешней политики России. Ближний Восток. Часть I


ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА ЗАВЕДУЮЩЕГО БЛИЖНЕВОСТОЧНЫМ ОТДЕЛОМ МИД СССР И.Н. БАКУЛИНА И ЗАМЕСТИТЕЛЯ ЗАВЕДУЮЩЕГО БЛИЖНЕВОСТОЧНЫМ ОТДЕЛОМ МИД СССР М.А. МАКСИМОВА ЗАМЕСТИТЕЛЮ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В.А. ЗОРИНУ


5 января 1948 г.
Секретно

     1. Беседа Биндари-паши с югославским послом Поповичем свидетельствует о том, что Биндари решил узнать через посредство третьей стороны, крепко ли стоит Советское Правительство на своих позициях по палестинскому вопросу и нельзя ли арабским странам выторговать у СССР уступок в этом вопросе путем угрозы разгромить все прогрессивные и, в частности, коммунистические организации в арабских странах.
     Нам кажется, едва ли имеется какая-либо необходимость реагировать на подобного рода зондаж Биндари.
     2. Что касается наших ответов на официальные запросы египетского посланника, то они (ответы) давались по всем вопросам, которые ставил посланник перед МИДом СССР. Список вопросов, по которым не даны ответы на запросы египетской миссии, прилагается*.
     3. Биндари-паша и ранее в своих беседах (например, в беседе с тов. Маликом Я.А. от 11 мая 1947 г.) пытался показать себя истинным другом СССР и настаивал на том, чтобы получать от МИДа СССР более конкретные заявления по тем или иным вопросам, связанным с Египтом и арабскими странами.
     Так, например, Биндари в период перед передачей Египтом вопроса об англо-египетских разногласиях в ООН пытался не однажды выяснить детально позицию СССР при возможном разборе конфликта в ООН.
    К этому зондажу Биндари-паши отнеслись также сдержанно, исходя из того положения, что мы не хотели быть использованными египетской верхушкой во время торга с англичанами. Египетскому посланнику было сказано, что, поскольку Египет не передал свой вопрос в Совет Безопасности, трудно что-либо сказать и о будущей нашей позиции в этом вопросе.



И. Бакулин
М. Максимов




АВП РФ. Ф. 021. Оп. 2б. П. 44. Д. 16. Л. 1.

*Не публикуется


Давид Бен-Гурион зачитывает Декларацию независимости Израиля 14 мая 1948 года . На стене портрет Теодора Герцля. Фото Life/TIME Magazine


КРАТКАЯ СПРАВКА «О ВЫПОЛНЕНИИ РЕШЕНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ОТНОСИТЕЛЬНО РАЗДЕЛА ПАЛЕСТИНЫ»*


     При рассмотрении данного вопроса нельзя не учитывать целей правящих клик Великобритании и США на Ближнем Востоке, которые состоят в том, чтобы укрепить и расширить свое господство в странах этого района, полностью закрепить за собой их нефтяные ресурсы, превратить эти страны в свои военные базы, создать военный блок арабских государств для антисоветской войны, использовать их (наряду с Испанией, Турцией и др.), как послушную жандармскую силу на случай революционных восстаний в Западной Европе и др. местах.

      I. Позиция английского правительства.

    Оно стремится сорвать выполнение решения Генеральной Ассамблеи о Палестине и вместе с правительством США «разрешить» палестинский вопрос по-своему, в своих империалистических целях.
     В связи с этим заслуживают внимания сообщения каирской газеты «Ан-Нида» и лондонского бюллетеня «Мидл ист ньюс-леттер». Согласно этим сообщениям, английское правительство предусматривает раздел Палестины между зависимыми от Британии арабскими государствами. При этом Трансиордания, которая фактически является английской колонией, должна получить выход к морю и предоставить за это Англии воздушные и морские базы. Как заявляет указанный выше лондонский бюллетень, Трансиордания аннексирует арабскую часть Палестины.
      Таким образом английское правительство пытается убить двух зайцев:
    1. С одной стороны, «передачей» Палестины арабам задобрить последних, получить «взамен» палестинского «подарка» новые военные базы и антисоветский военный союз арабских стран, как придаток к англо-американо-французскому военному союзу.
       2. С другой стороны, сохранить Палестину в своих руках, переложив ее из одного своего кармана в другой, ибо та же Трансиордания, которой предполагается отдать арабскую часть Палестины, сама принадлежит Англии в качестве ее колонии.
      Вот почему лондонское правительство готовит свою агентуру в арабских странах к захвату Палестины после того, как оттуда будут выведены английские войска. Вот почему искусственно разжигается национальная и религиозная вражда, организуются и поощряются военные столкновения. Вот почему Бевин так усиленно обрабатывает марионеточных арабских правителей, мобилизуя их против осуществления решения Генеральной Ассамблеи.

      II. Позиция правительства США.

    Серьезного внимания заслуживает сообщение, напечатанное в «Дейли Уоркер» 28 января с/г о том, что государственный департамент за союз с арабскими государствами готовится официально отказаться от раздела Палестины в соответствии с резолюцией ООН. Для этого уже выдуман и предлог: «после периода беспорядков (в Палестине) государственный департамент объявит, что раздел Палестины потерпел неудачу из-за невозможности поддерживать там порядок». Подчеркивается, что как только США изменят свою позицию по палестинскому вопросу, то их примеру последует большинство стран, голосовавших за раздел Палестины.
      Нельзя пройти мимо той части сообщения «Дейли Уоркер», в которой говорится: в Лондоне не было секретом, что в переговорах с арабскими лидерами Бевин выступал не только от имени Англии, но от имени государственного департамента США.

      III. О посылке вооруженных сил ООН в Палестину.

     1. Вместо разговоров о посылке войск Объединенных Наций в Палестину, мне кажется, следует потребовать от английского правительства и правительства зависимых от Англии и США арабских стран прекратить инспирируемую и осуществляемую ими кампанию против осуществления решения Генеральной Ассамблеи и создать нормальную обстановку для выполнения этого решения. Если это требование будет выполнено, вооруженные силы ООН в Палестине не потребуются. Достаточно будет создать вооруженную милицию как в еврейском, так и в палестинском арабском государствах.
      2. Вооруженные силы ООН могут обеспечить выполнение решения Ассамблеи лишь формально. Необходимо учитывать, что:
а) по своему составу это будут силы главным образом американо-английского блока;
б) они будут опорой и проводником антисоветской американо-английской политики в Палестине, да и на всем Ближнем Востоке. При этом всевозможными провокациями, разжиганием национальных и религиозных раздоров будут создаваться предлоги, для того чтобы держать эти войска в Палестине неопределенно длительное время;
 в) следовательно, Палестина будет превращена в военную базу Англии и США со всеми вытекающими отсюда последствиями, она будет просто американо-английской оккупационной зоной.
      3. Что касается других соображений, то о них можно говорить, когда этот вопрос будет рассматриваться в Совете Безопасности. 


АВП РФ. Ф. 434. Оп. 3. П. 20. Д. 37. Л. 1—3.


* Справка подготовлена в Представительстве СССР при ООН по материалам печати. 


ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР А.Я. ВЫШИНСКОГО С ПОСЛАННИКОМ ЕГИПТА В СССР БИНДАРИ-ПАШОЙ*

25 февраля 1948 г.
Секретно


     Сегодня принял Биндари-паша по его просьбе.
    После витиеватых фраз с заверением о симпатии, дружбе и любви к Советскому Союзу Биндари перешел к палестинскому вопросу. Он долго излагал соображения египетского правительства, направленные против решения Генеральной Ассамблеи, доказывая, что именно это решение вызвало кровопролитие в Палестине. Он заявил, что уполномочен египетским правительством просить Советское Правительство дать указание нашему представителю в Совете Безопасности не поддерживать предложение об образовании международных вооруженных сил в Палестине, а при голосовании, в случае необходимости, применить вето.
      Я напомнил Биндари нашу позицию по палестинскому вопросу в пользу разделения Палестины на два государства, добавив, что решение Генеральной Ассамблеи должно быть проведено в жизнь. Что касается вопроса о тактике и методах его проведения, то это вопрос сложный, требующий тщательного обсуждения. Я указал также на общие принципы нашей национальной политики, а также на стремление Советского Союза к решению международных вопросов в духе миролюбия и сотрудничества.
       Биндари неоднократно в течение беседы, продолжавшейся полтора часа, возвращался к вопросу о вооруженных силах, добиваясь от меня заверения, что Советский Союз будет выступать против такого предложения. Он указал на то, что, если он не получит от меня такого заверения, то не будет знать, что ему сообщить своему правительству. В случае же отрицательного ответа ему не остается ничего другого, как не возвращаться в Советский Союз из отпуска, в который он собирается отправиться в начале мае.
       Я, разумеется, никаких заверений ему не дал.
      Биндари добивался получить ответ на вопрос, когда ему будет дан ответ Советского Правительства. На такие назойливые его домогательства я отвечал, что это заявление египетского правительства я передал Советскому Правительству, а дальнейшее будет видно из последующего хода событий при обсуждении палестинского вопроса в Совете Безопасности.
       При беседе присутствовал т. Костылев.


А. Вышинский


АВП РФ. Ф. 087. Оп. 11. П. 16. Д. 5. Л. 1-2.


*Документ разослан: Сталину, Молотову, Берии, Маленкову, Микояну, Жданову, Вознесенскому.






ПИСЬМО ЗАВЕДУЮЩЕГО БЛИЖНЕВОСТОЧНЫМ ОТДЕЛОМ МИД СССР И.Н. БАКУЛИНА ПОСЛАННИКУ СССР В ЛИВАНЕ И В СИРИИ Д.С. СОЛОДУ

3 марта 1948 г.
Секретно

     В Ближневосточном отделе имеются данные о том, что на последней сессии Лиги арабских стран представитель Сирии выступил с предложением о заключении между арабскими странами военно-политического союза.
      Прошу Вас с очередной диппочтой информировать Отдел по существу данного вопроса. 


Заведующий Ближневосточным отделом И. Бакулин

АВП РФ. Ф. 0106. Оп. 7. П. 7. Д. 1. Л. 19.



ЗАПИСКА ЗАВЕДУЮЩЕГО ОТДЕЛОМ ПО ДЕЛАМ ООН МИД СССР С.А. ВИНОГРАДОВА ЗАМЕСТИТЕЛЮ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР А.Я. ВЫШИНСКОМУ


19 марта 1948 г. 

     В связи с решением Совета Безопасности о проведении консультаций по палестинскому вопросу между пятью великими державами 8 марта состоялось первое совещание их представителей.
    Несмотря на то, что Совет Безопасности отклонил соответствующий пункт американского проекта резолюции о консультациях с Палестинской Комиссией, державой-мандатарием и представителями главных общин Палестины, представитель США снова поставил вопрос о необходимости таких консультаций. Это предложение США было поддержано представителями Франции и Китая.
     Представитель Англии, в соответствии со своим заявлением в Совете о неучастии в консультациях, на совещание не явился, сообщив, однако, о своем согласии дать информацию.
   Представители Еврейского Агентства и Арабского Верховного Комитета* приняли приглашение американцев участвовать в консультации.
     11 марта представитель США раздал участникам совещания перечень вопросов (в среднем по 9 вопросов), подготовленных делегацией США для евреев, арабов, Палестинской Комиссии и державы-мандатария, необходимых якобы для получения дополнительной информации.
       Основные из этих вопросов следующие:
1. Приемлем ли предложенный план раздела для евреев и арабов?
2. Может ли быть выполнен план раздела мирными средствами, путем соглашения между евреями и арабами?
3. Не могут ли модификации принятого плана раздела сделать более возможным достижение соглашения между евреями и арабами?
4. Имела ли Палестинская Комиссия новые переговоры с державой-мандатарием относительно постепенного прекращения мандата и даты приезда комиссии в Палестину и каковы результаты переговоров?
5. Каковы возможности сотрудничества евреев и арабов с администрацией ООН в городе Иерусалиме?
6. Имеют ли принципы предложенного экономического союза существенное значение для экономической жизни Палестины в целом?
    На подготовленные американцами вопросы в течение последующих совещаний были получены как письменные, так и устные ответы от Еврейского Агентства, Арабского Верховного Комитета, Палестинской комиссии и Англии.
       На основании полученных ответов можно сделать вывод об отношении сторон и державы-мандатария к основным положениям плана раздела.


1. О плане раздела Палестины на два государства.


     Для евреев план раздела приемлем, хотя это и не получило еще «официальной ратификации» со стороны еврейской общины Палестины.
    Арабы решительно возражают против решения о разделе и считают, что «единственным решением, соответствующим идеалам Устава ООН и могущим гарантировать мир и безопасность в Палестине, является образование независимого государства из всей Палестины».
    Держава-мандатарий отказывается от принятия каких-либо мер, направленных на выполнение плана раздела. Вместе с тем, держава-мандатарий «не будет ставить никаких препятствий выполнению плана, но не может принять активного участия в его выполнении».


2. О возможности выполнения плана раздела мирными средствами.


     По заявлению представителей Еврейского Агентства, нельзя надеяться на возможность осуществления плана в результате соглашения сторон. Главным препятствием к выполнению плана евреи считают оппозицию плану и вооруженную интервенцию со стороны арабских стран.
     По заявлению представителя державы-мандатария, план раздела будет трудно выполнить, если Палестинская Комиссия не будет опираться на вооруженную силу.
   Палестинская Комиссия не считает возможным осуществление плана мирными средствами ни полностью, ни в его наиболее существенной части до тех пор, пока будет продолжаться упорное сопротивление разделу со стороны арабов.
    Что касается арабов, то, по словам представителя Еврейского Агентства, «арабы требуют от евреев полной капитуляции и ничто другое их не удовлетворяет».


3. О возможности изменения (модификации) плана раздела.

   Для евреев никакие изменения плана, имеющие существенное значение, не будут приемлемы.
    Представители Палестинской Комиссии дали отрицательный ответ на этот вопрос, указав, что поскольку Комиссия действует в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи, она не в состоянии «предпринять возможные модификации плана раздела, касающиеся либо его существа, либо процедуры».
      Представитель державы-мандатария уклонился от ответа по этому поводу, заявив, что он не знает, можно ли внести такие модификации, которые были бы приемлемы для арабов и евреев.
4. О постепенном прекращении мандата и дате приезда Палестинской Комиссии в Палестину.


       По сообщению Комиссии, она имела новые переговоры с державой-мандатарием по этим вопросам. Англичане ответили, что они твердо стоят на том, чтобы сохранить за собой нераздельный контроль над Палестиной вплоть до дня прекращения мандата – 15 мая 1948 года. В отношении приезда Комиссии в Палестину держава-мандатарий заявила, что оно остается на прежней точке зрения. Кадоган** подтвердил на совещаниях, что установленные даты не подлежат изменению.
5. О временной администрации ООН над Иерусалимом по прекращении мандата.


     Евреи готовы сотрудничать с администрацией ООН в городе Иерусалиме, но настаивают на равном представительстве в Законодательном Совете Иерусалима.
       Палестинская Комиссия по этому вопросу придерживается того мнения, что учреждение администрации ООН в Иерусалиме будет возможно лишь в том случае, если план раздела получит одобрение обеих палестинских общин и будет проведен мирным путем, так как в отношении всего снабжения и сообщений с внешним миром город будет полностью зависеть от поддержки еврейского и арабского государств.


6. О принципах экономического союза еврейского и арабского государств.


    Как заявили представители Еврейского Агентства, экономический союз, предусмотренный планом Ассамблеи, был предложен не по инициативе евреев. Они считали, что такой союз урезывает суверенитет государств, и были склонны предусмотреть другие формы экономического сотрудничества между евреями и арабами. Евреи приняли эту часть плана раздела после некоторых колебаний.

Выводы:

    Как мы и предполагали, эта затребованная по американскому предложению информация от евреев, арабов, Палестинской Комиссии и державы-мандатария почти ничего нового для урегулирования создавшегося положения в Палестине не дала.
       17 марта состоялось последнее совещание постоянных членов Совета Безопасности. Представители США, СССР, Франции и Китая выработали предварительный текст совместного заявления Совету, содержащий констатацию позиций евреев, арабов, Палестинской Комиссии и державы-мандатария в отношении плана раздела Палестины и возможности его выполнения, а также рекомендации о принятии мер к немедленному прекращению насильственных действий и восстановлению мира и порядка в Палестине. Однако некоторые пункты этого проекта заявления (о проникновении вооруженных элементов морским и сухопутным путем в Палестину), направленные против евреев и еврейской иммиграции, вызвали возражения со стороны представителя СССР, который зарезервировал по ним свою позицию.
     В этой связи тов. Громыко обратился к нам с предложением, что ему следует добиваться исправления неприемлемых пунктов текста заявления. Тов. Молотов 19 марта ответил тов. Громыко согласием с его предложением.
        В случае, если представители США, Франции и Китая не согласятся на наши коррективы проекта, то соответствующие пункты совместного заявления будут представлены Совету безопасности от имени трех держав без одобрения СССР.


С. Виноградов


АВП РФ. Ф. 07. Оп. 21. П. 23. Д. 346. Л. 42-45.


* Высший арабский комитет (Палестины)

** Александр Джордж Монтэгю Кадоган (1884 – 1968) постоянный представитель Великобритании при ООН.




ЗАПИСКА ЗАВЕДУЮЩЕГО БЛИЖНЕВОСТОЧНЫМ ОТДЕЛОМ МИД СССР И.Н. БАКУЛИНА ЗАМЕСТИТЕЛЮ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В.А. ЗОРИНУ

5 июня 1948 г.
Секретно



    В связи с сообщением т. Громыко о просьбах представителей государства Израиль Элиаш и Хакоген оказать помощь правительству Израиля полагал бы возможным:

   1. Дать понять чехам и югославам, в доверительном порядке через наших послов в Праге и Белграде, о желательности оказания содействия представителям государства Израиль в закупке последними и отправке в Палестину артиллерии и самолетов, учитывая, что, несмотря на решение Совета Безопасности о запрещении ввоза вооружения в арабские страны, последние имеют полную возможность получить оружие в необходимом количестве с английских складов и баз в Трансиордании, Ираке и Египте.
   2. Воздержаться от выдачи разрешений на поездку в СССР представителям правительства Израиля из Чехословакии с целью ведения переговоров о закупке в СССР самолетов, поскольку такие переговоры могла бы вести миссия Израиля, на организацию которой советским правительством дано согласие*.


И. Бакулин



АВП РФ. Ф. 098. Оп. 1. П. 1. Д. 6. Л. 3.



* На документе помета: «Бакулину. Мы не можем так неосторожно действовать. Ведь мы голосовали за прекращение огня в Палестине. Нам следует воздержаться от шагов, которые могут быть использованы против нас. В. Зорин. 6/VI».


ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В.А. ЗОРИНА С ПОСЛАННИКОМ ЕГИПТА В СССР БИНДАРИ-ПАШОЙ

31 июля 1948 г.
Секретно




       Сегодня в 13:00 принял египетского посланника Биндари-пашу. После обмена обычными приветствиями я сказал Биндари, что попросил его к себе, чтобы передать ему следующее.
   Советское Правительство рассмотрело предложение Египетского правительства, изложенное Биндари в беседе с тов. Вышинским А.Я. от 1 июля 1948 г. о расширении экономических связей и торговли между Египтом и СССР. Советское правительство не имеет принципиальных возражений против этого соглашения, так же, как и против заключения торгового соглашения между СССР и Египтом, и готово обсудить этот вопрос на деловой основе. Если Египетская миссия имеет деловые предложения, то она может уже сейчас обратиться в Министерство Внешней Торговли к Микояну А.И., который уполномочен рассмотреть эти предложения. Я добавил при этом, что, несмотря на некоторые трудности сейчас с хлебом (ибо хлеб старого урожая кончается, а новый урожай только собирается), Советское правительство готово предоставить и хлеб Египту.
     Биндари ответил, что он очень рад моему заявлению и не сомневается в успехе этого начинания. Он добавил, что немедленно сообщит об этом Египетскому правительству.
     У меня создалось, однако, впечатление, что Биндари принял мое заявление без большого энтузиазма и даже несколько смутился. Видимо, он не рассчитывал на такой ответ с нашей стороны. Показательно также, что Биндари ни словом не обмолвился о том, какие дальнейшие шаги намерены предпринять египтяне в связи с нашим положительным ответом.
       Затем Биндари затронул вопрос о присутствии египетских контролеров при погрузке в советских портах зерна, предназначенного для Египта.
     Я ответил, что уже в то время, когда был затронут этот вопрос, он потерял практический смысл, ибо поставки зерна были закончены, тем более он неактуален сейчас. Что касается будущих поставок, то, как мне известно, МВТ намерено и впредь выполнять свои обязательства.
     Биндари поблагодарил, а затем перешел к заверениям о своих дружеских чувствах к СССР, к советским государственным деятелям, говорил о своих усилиях в деле установления большего взаимопонимания между обеими странами, о своей борьбе против тех, кто мешает укреплению отношений между СССР и Египтом, что цель его жизни – это тесные и дружеские связи между двумя народами и т.д.
    Затем Биндари пожаловался на не совсем тактичное и внимательное отношение к нему со стороны Бюробина* и клуба «Динамо», выразившееся в том, что ему чинят некоторые затруднения в занятии водным спортом.
    Я обещал поинтересоваться этим вопросом.
    Заканчивая беседу, Биндари спросил меня, как он выразился – «в частном порядке», являюсь ли я оптимистом или пессимистом в международных делах, намекая, по-видимому, на события в Берлине и на шумиху, поднятую в международной печати вокруг них.
   Я ответил, что я оптимист, как и другие советские люди, которые не боятся угроз и уверенно смотрят в будущее.
   Беседа продолжалась 20 минут. Присутствовал атташе ОБСВ Т. Гнедых.



Заместитель министра иностранных дел СССР В. Зорин


АВП РФ. Ф. 021. Оп. 2. П. 1. Д. 4. Л. 107-108.

Израильская пехота во время атаки на египетские позиции, 1948. Многие из этих израильтян прошли ВОВ, иных тренировали евреи-СМЕРШевцы.



ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В.А. ЗОРИНА С ПОСЛАННИКОМ ЕГИПТА В СССР БИНДАРИ-ПАШОЙ

5 августа 1948 г.
Секретно


   Сегодня в 14:00 принял Биндари-пашу по его просьбе. После обмена обычными приветствиями Биндари сказал, что египетское правительство получило из одного источника сообщение о том, что 6 бомбардировщиков типа «Штурмовик» и 2 эскадрильи истребителей-бомбардировщиков прибыли в Дураццо (Албания). Эти самолеты пилотируются еврейскими пилотами и предназначены для еврейского сионистского правительства в Палестине. Египетское правительство поручило ему выяснить, соответствует ли это сообщение действительности. «Лично я, - добавил Биндари, - не верю в подобные сообщения, ибо такие факты противоречили бы дружбе между СССР и Египтом и нарушили бы соглашение о перемирии в Палестине. Однако я должен выполнить поручение моего правительства и сообщить ему ответ советского правительства».
    Я сказал, что весьма удивлен сообщением посланника и не понимаю, какое отношение мы имеем к Дураццо, которое расположено вне территории СССР.
   Тогда Биндари сказал, что, по сведениям, полученным египетским правительством, указанные самолеты являются якобы советскими.
    Я ответил, что хотя всякое сообщение требует проверки, но в данном случае совершенно ясно, что сообщение, о котором говорит посланник, явно не соответствует действительности. Я добавил, что меня еще больше удивляет сама постановка этого вопроса, ибо всем известно, что советская политика-это политика невмешательства в дела других стран. Поэтому я решительно отклоняю подобную постановку вопроса, как не соответствующую политике СССР, хорошо известной египетскому правительству. Я добавил, что заявление египетского правительства навеяно, очевидно, со стороны, ибо я не думаю, чтобы Египет, зная советскую политику, мог сам высказать подобное суждение. Я могу только сожалеть, что египетское правительство верит подобным сообщениям.
   Биндари ответил, что действительно эти сведения были получены из иностранного источника. Египетское правительство было весьма удивлено этим сообщением и желало его выяснить. «Теперь, - добавил Биндари, - я могу, к своему большому удовольствию, сообщить своему правительству, что это сообщение неправильно и что политика Советского Союза в палестинском вопросе остается неизменной».
    Я заметил в этой связи, что политика СССР в палестинском вопросе была всегда ясна и достаточно четко выражена представителями СССР в Совете Безопасности и на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Это хорошо известно египетскому правительству. Если египетское правительство само будет вести правильную политику в палестинском вопросе и не будет прислушиваться ко всяким лживым сообщениям, то это пойдет на пользу мира в этом районе.
    Сейчас вокруг палестинского вопроса происходит большая возня, и имеются некоторые круги, которые хотят загребать жар чужими руками. Очевидно, кому-то интересно выдать СССР за сторонника вмешательства во внутренние дела стран Ближнего Востока. Крушение собственных планов в Палестине вызывает у этих кругов попытки свалить все дело с больной головы на здоровую.
    Биндари заявил, как он выразился – «в частном порядке», что «эта несчастная палестинская проблема» портит атмосферу дружбы между СССР и Египтом и мешает установить тесные отношения и братские узы между обеими странами. Если бы не палестинский вопрос, то Советский Союз и Египет жили бы в тесном сотрудничестве и союзе. Однако имеется надежда, что все тучи рассеются.
    Я ответил Биндари, что, по моему личному мнению, Египет в своих действиях должен руководствоваться своими собственными интересами и поменьше слушать других.
   Биндари сказал, что имеются некоторые обстоятельства, которые мешают Египту следовать своим путем.
   Заканчивая беседу, Биндари спросил меня, как, по моему личному мнению, идут международные дела.
   Я ответил, что международные дела, что касается нас, должны, на мой взгляд, улучшаться.
   Беседа продолжалась 35 минут. Присутствовали атташе ОБСВ т. Гнедых.

Заместитель министра иностранных дел СССР В. Зорин

АФП РФ. Ф. 087. Оп. 11. П. 16. Д. 5. Л. 30-31.



ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ ПОСЛАННИКА СССР В ИЗРАИЛЕ П.И. ЕРШОВА С ПОЛИТИЧЕСКИМ СОВЕТНИКОМ ПОСРЕДНИКА ООН ПО НАБЛЮДЕНИЮ ЗА ПЕРЕМИРИЕМ ПАУЛЕМ МОНОМ.



18 августа 1948 г.
Секретно


   Принял Пауля Мона. Представясь, он заявил, что счел своим долгом нанести мне визит и ознакомить меня как представителя Советского Союза, являющегося постоянным членом Совета Безопасности, со структурой и организацией работы посредника по наблюдению за перемирием. Он сообщил, что в настоящее время в Израиле и в арабских странах, находящихся в состоянии войны с Израилем, имеется 270 наблюдателей, но в ближайшее время их число будет доведено до 300. Он добавил, что на днях пришлет мне список размещения наблюдателей по пунктам и странам.
   Я спросил, как, по его мнению, сейчас соблюдается перемирие, и Мон ответил, что условия перемирия в основном выполняются, за исключением Иерусалима, где происходят постоянные перестрелки. Он признал, что в большинстве случаев нарушителями перемирия в Иерусалиме являются арабы. Экономическое положение в Иерусалиме тяжелое, особенно трудно с водой после взрыва водонапорной станции в Латруне.
   Далее, говоря о перспективах разрешения палестинской проблемы, Мон отметил, что существующее перемирие не может продолжаться долго и Организация Объединенных Наций должна будет найти какое-то новое решение. Посредник будет добиваться, чтобы Совет безопасности вынес этот вопрос на обсуждение сентябрьской сессии ООН. Сессия может либо подтвердить свое прежнее решение от 29 ноября 1947 года, либо вынести какое-то другое решение. В первом случае Совет безопасности должен будет добиться выполнения плана раздела, несмотря на сопротивление арабов. Евреи, как известно, приняли план раздела, но сейчас они выставляют новые, повышенные требования, что противоречит рекомендации ООН. Арабы же отвергли план раздела, а следовательно, проводить его в жизнь придется силой, вплоть до применения санкций. Мон сказал, что он советовал Шертоку быть более осторожным и не выдвигать повышенных требований в отношении Иерусалима, Галилеи и Негева, т.к. это лишь осложнит урегулирование всей палестинской проблемы. Во втором случае Генеральная Ассамблея должна найти новое решение. На мой вопрос, в чем же оно может быть выражено, Мон ответил, что оно будет основываться на взаимных уступках. Обеим сторонам война стоит дорого. Важным вопросом в урегулировании палестинской проблемы является вопрос об арабской части Палестины. Как известно, на эту территорию претендует Абдаллах, и это вполне понятно, т.к. Трансиордания с ее 300.000 населением и бедностью ее территории не может существовать как государство. Евреи возражают против этого по той причине, что на границах Израиля возникнет сильное государство. С другой стороны, нет единства по этому вопросу среди самих арабских стран. Особенно возражает Сирия, опасающаяся, что с присоединением арабской части Палестины к Трансиордании план создания Великой Сирии станет более реальным и явится угрозой для самой Сирии. Возражает также Египет и Саудовская Аравия, не желающие укрепления Абдаллаха и усиления его роли в Арабской лиге. Решение палестинской проблемы может быть найдено только путем взаимных уступок. Арабские страны, не признающие формально государство Израиль, тем не менее, вынуждены считаться с фактом его существования, и если Израиль сделает некоторые территориальные уступки, то арабские страны могут признать его. Посредник принимает все меры к тому, чтобы склонить обе стороны на уступки, но пока он еще не добился каких-либо результатов. Его задача очень трудная, но он не отчаивается, как об этом пишут в газетах, а продолжает оставаться оптимистом, надеясь, что добьется успеха.


Посланник СССР в Израиле П. Ершов.


АВП РФ. Ф. 089. Оп. 1. П. 1. Д. 3. Л. 45-46.



ПИСЬМО МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ БССР К.В. КИСЕЛЕВА ЗАМЕСТИТЕЛЮ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В.А. ЗОРИНУ


20 августа 1948 г.
Секретно

   Министерство Иностранных Дел БССР получило от посредника в Палестине Бернадотта телеграмму, в которой он обращается к Правительству Белорусской ССР с просьбой об оказании материальной помощи населению арабов и евреев Палестины, в связи со сложившимися тяжелыми условиями в результате происходящих событий.
    В связи с тем, что существующее напряженное положение в Палестине вызвано и создано англо-американскими правящими кругами и они полностью несут ответственность за происходящее, поэтому считаю никакой материальной помощи не оказывать и ответа не посылать.
    Прошу Ваших указаний*.
    ПРИЛОЖЕНИЕ: На 2 листах только адресату**. 

Министр иностранных дел Белорусской ССР К. Киселев

АВП РФ. Ф. 089. Оп. 1. П. 2. Д. 13. Л. 3.

* На документе помета: «Т. Бакулину, т. Рощину. Нужно нам все же обдумать, какой ответ нам следует дать Б. 24.VIII. Зорин».
** Не публикуются.



Продолжение следует ...

Комментариев нет:

Отправить комментарий