суббота, 5 июля 2014 г.

Юлия Латынина: Навальный VS Ликсутов


Юлия Латынина: «Алексей Навальный для меня не прав, наезжая на Ликсутова. А Ликсутов для меня не прав, подавая на Навального в суд. Ну, в общем, сначала по порядку. Напомню, что вот справка, добытая Навальным в республике Кипр, и согласно этой справке от 6 мая 2014 года, Ликсутов является владельцем 1275 акций кипрской оффшорки «Интелектика», которая в 2007 году была акционером ТрансМашХолдинга. А напомню, что ТрансМашХолдинг – это крупнейший российский машиностроительный холдинг, который производит, в частности, вагоны метро. И, кстати, ровно сейчас участвует в числе прочего в тендере на поставку вагонов в Московское метро – там 500 миллиардов рублей тендер. И, собственно, Ликсутов имеет к тендеру прямое отношение. 


Слева заместитель мэра Москвабада по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов, справа - Алёшка.



Возникает 2 вопроса. Первый – формальный: владеть акциями оффшорок чиновникам, согласно дурацкому российскому закону, запрещено. Второй – не формальный: если у Ликсутова по-прежнему есть доля в ТрансМашХолдинге, является ли он объективным арбитром на подобных тендерах? И вот я скажу следующее. Проблема заключается в том, как я её вижу. Алексей Навальный ведёт систематическую кампанию против Максима Ликсутова. В этом легко убедиться, внимательно смотря его ЖЖ. Там есть популистские посты о ненадежности московского метро, посты о неоправданном повышении цен на метро. Эти посты не спишешь случайно на случайно подвернувшиеся под руку данные о незаконной оффшорке. Вместе с тем Максим Ликсутов является для меня одним из самых положительных с точки зрения либерал-прагматика фигур в российской власти. Я бы даже сформулировала ещё жёстче. Для меня лично это единственный чиновник, который делает абсолютно необходимые в Москве реформы и как всегда это бывает с абсолютно необходимыми реформами, эти реформы абсолютно непопулярны. 

В связи с этим Ликсутов является а) потенциальным политическим соперником Навального. б) лёгким объектом для популистской критики. 

Если Навальный достаёт Ликсутова из первых соображений, я ещё готова это понять. Хотя, с моей точки зрения, это большая ошибка. Потому что те люди, которым нравится деятельность Ликсутова и деятельность Навального (например, это я), они плохо переносят зачистку политических противников под видом борьбы с коррупцией. Если Навальный достаёт Ликсутова из соображений популизма, то совсем плохо, потому что «Крым наш» Навальный всё равно не перебьёт. Вообще, на мой взгляд, Навальный из-за стремления понравиться большинству избирателей сейчас делает ряд стратегических политических просчётов. К примеру, он до сих пор так и не ясно высказался по ситуации в Украине. Это важнее разборок с Ликсутовым, это важнее даже разборок с Якуниным. Да, понятно, почему Навальный молчит. «Крым – наш», 88% россиян. Но это ошибка, потому что для большей части Крым-нашистов Навальный всё равно агент Госдепа, ничем их в этом не переубедишь. А, вот, для оставшегося мыслящего меньшинства его молчание весьма неприятно. 

И возможно, Навальному стоит подумать о том, что как свидетельствует пример того же Майдана, историю зачастую делает пассионарное меньшинство, а не большинство, хотя оно потом приходит на выборы и историю останавливают.

Теперь, собственно, вот это было вступление. Относительно оффшорки Ликсутов там уже запутался в показаниях. Сначала он сказал, что документы на выход из компании были подписаны в 2010 году им. Потом он сказал, что они подписаны 6 декабря 2012 года. Навальный при этом честно признаётся, что не знает, какие функции выполняет оффшорка – может, сдохла, может, живая, может, Ликсутов является через неё акционером ТрансМашХолдинга, может, нет. Может, он забыл об оффшорке. А вот теперь рассмотрим оба варианта. Вот, предположим, что оффшорка, на самом деле, действительно, давно сдохла, а киприотам было просто лень её закрывать. Так, на самом деле, бывает почти всегда с оффшорками. Вспомним просто историю самого Навального с фирмой в Черногории. Вот, Навальный знал, что он не регистрировал фирму в Черногории. Подписывать не подписывал ничего, бизнеса не вел. Он был в этом так уверен, что когда появились документы о фирме Навального в Черногории, у Навального их сначала объявили фальшивкой, состряпанной на основе взломанной его переписки с Машей Гайдар (а они там, действительно, обсуждали возможность создания фирмы). А когда Черногория официально сказала, что там фирма есть, что даже заявили тогда, что черногорский реестр был взломан.

История была много проще. Обошлось без суперкремлевских хакеров, потому что, ну, вот, создать в Черногории фирму – раз плюнуть, закрыть – головная боль на много лет. Навальные, действительно, обсуждали фирму, обратились к юристам. Те фирму зарегистрировали. Когда клиенты от идеи отказались, убивать не стали. Кстати, то, что Навальный не мог этого предположить, как раз свидетельствует о том, что он бизнесом в незабываемой Черногории не забывался. То есть вот один вариант. У Ликсутова болтается там шкурка где-то от дохлой оффшорки, и кипрские его юристы забыли её закрыть. Значит, это самый мягкий вариант. Предположим теперь другой вариант, самый страшный, самый плохой, самый коррупционный. Ликсутов является акционером ТрансМашХолдинга через эту оффшорку, другую или каким-то ещё хитроумным способом. И вот этот самый ТрансМашХолдинг участвует в тендерах на поставку вагонов московского метро, и Ликсутов эту тему курирует. Ну и? Вагоны в метро поставлять надо? Надо. ТрансМашХолдинг в России практически на эту тему монополист. Отдать кому кроме него? За границу? Вы знаете, я при всей своей приверженности рыночным принципам, я не уверена, что 500 миллиардов бюджетных рублей должны уехать куда-нибудь в Siemens, если они могут уехать на бюджетные, отечественные рабочие места. Ну вот ситуация примерно такая же, как если бы в США объявили аэрокосмический тендер, выиграл бы «Боинг», а к тендеру имел бы отношение там экс-президент «Боинга» (в комиссии бы сидел). Ну а кто должен сидеть в такой комиссии? Специалист по классическому балету? Все-таки, конкурентов Боинга в США не много. 

Вот, замечательно мне по этому поводу заметил Максим Кац, что Москва больше теряет из-за глупых решений, нежели из-за коррупционных. Вот когда у нас там, я не знаю, Газпром строит газопровод параллельно действующему или когда у нас строят Алабяно-Балтийский туннель в Москве за 73 миллиарда долларов, который вообще не нужен, то это существенные вещи. А вагоны московского метро всё равно нужны. Ну, даже если ТрансМашХолдинг выиграет тендер, потому что Ликсутов является его акционером. Ну и какой от этого будет большой теоретический ущерб? Я думаю ещё раз, что он просто близко не сравним с теоретическим ущербом, связанным с неправильными и чудовищными решениями. И вот ещё раз. Я, конечно, понимаю, что я говорю совершенно неполиткорректные вещи. Можно сказать, упереться, да, вот, малейшее подозрение в коррупции – чиновник должен уйти. Вы знаете, мы, все-таки, Россия. Давайте начинать с тех чиновников, которые больше замешаны в коррупции, чем Ликсутов, и, скажем так, на голову больше».




Отрывок стенограммы эфира радиостанции Эхо Мацы 14.06.2014. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий